Темы: Тора и бизнес, Проценты, Ссуда, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, посмотрел на сайте урок по краткосрочным кредитам. Появился следующий вопрос. Тора, в принципе, запрещает давать деньги под процент. Есть момент, если правильно понимаю, что можно, если я открываю эсек (дело) и беру богатого компаньона в шутафут (партнёрство), обещаю ему вернуть его деньги с процентом из будущей прибыли. Но мы все знаем, что любые ссуды в банке даются с процентом. Можно ли рассматривать потребительский кредит на покупку стиральной машины или ремонт квартиры эсеком? И как быть со штрафами к государству и частным фирмам в случае задержки платежа, не является ли это запретом Торы?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде чем перейти непосредственно к ответу на него, сделаем небольшое вступление. Один из основных законов Торы повелевает давать еврею деньги в долг (если он в них нуждается и просит об этом) без процентов. Соответственно, еврей, который даёт другому еврею ссуду под проценты — рибит — во многих случаях нарушает запрет Торы. Запрет взимания процента распространяется на всех лиц, участвующих в выдаче ссуды (займа, кредита): на заимодавца, получателя ссуды, гарантов сделки и всех, кто помогает в получении ссуды.
Для того чтобы уберечь еврейских бизнесменов от нарушения всевозможных видов запрета рибит (который как никогда актуален в последнее время в связи с бурным развитием кредитно-финансовой системы) и в то же время не препятствовать эффективному ведению бизнеса, мудрецы предложили заключать так называемый этер-иска, т.е. договор о совместном предпринимательстве. Данный договор кардинально меняет отношения между заимодавцем и получателем ссуды, превращая их в партнеров в совместном бизнесе. Этер-иска позволяет давать кредит и одновременно получать прибыль от части денег. Это достигается следующим образом: из суммы, выданной заимодавцем, лишь часть считается ссудой, а другая часть рассматривается как капиталовложение в бизнес получателя со стороны заимодавца, что позволяет последнему извлекать из нее прибыль.
В этой связи актуален Ваш вопрос, а именно: как быть, если человек берёт ссуду в банке и не собирается вложить её в какой-либо бизнес, а хочет потратить, например, на покупку стиральной машины? Ведь в таком случае невозможно рассматривать банк и клиента как партнеров в каком-либо бизнесе, который может приносить прибыль. Соответственно, можно было бы предположить, что хотя банк имеет этер-иска, в данной ситуации это не помогает, и подобная ссуда остается обычной ссудой под проценты, которая запрещена еврейским законом.
Однако данная ситуация была также предусмотрена мудрецами. Большинство современных договоров этер-иска, в том числе и те, которые были недавно подписаны израильскими банками по просьбе и под покровительством ведущих мудрецов нашего поколения, содержат в себе пункт следующего содержания. Если получатель ссуды не захочет вкладывать деньги в бизнес, который может приносить прибыль, а потратит их на повседневные расходы, то банк получает долю, соответствующую размерам ссуды, в других доходных предприятиях, имеющихся у получателя ссуды. Иными словами, банк становится партнером получателя ссуды в другом, уже существующем бизнесе, и проценты, которые он получает, являются частью его прибыли в этом бизнесе (Хохмат Адам 143:5, Шоэль у-мэшив 3:160).
Таким «доходным предприятием» могут быть также земля, дома, в том числе и жилая квартира или другая недвижимость, имеющаяся во владении получателя ссуды (респонс Тшурат Шай 1:23). Это могут быть ценные бумаги, акции, а также движимое имущество, например, драгоценные камни, которые можно продать, или автомобиль, который можно сдать в аренду и т.п. (респонс Имрэй Йашар 1:108). При этом необходимо соблюдение двух условий: во-первых, чтобы сумма ссуды не превышала стоимость данного имущества, во-вторых, чтобы потенциально данное имущество могло вырасти в цене или принести прибыль от аренды в соответствии с процентами, которые обязан заплатить получатель ссуды.
Если получатель ссуды не имеет ничего из перечисленного или подобного ему имущества, то возможность получения ссуды в банке с целью использования её на повседневные нужды является предметом спора ведущих галахических авторитетов. Если этот вопрос имеет практическое значение, необходимо обратиться к компетентному раввину.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Нельзя обуславливать выдачу ссуды каким-либо действием. Например, просить получателя походатайствовать за заимодавца, либо требовать предоставить подарок третьей стороне.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шауль Вагшал
Рав Моше Пантелят
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону