Темы: Суббота, Неевреи, Тора и бизнес, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНаш бизнес покупать старые дома в нееврейских районах, ремонтировать и продавать. Рабочие, кто делает ремонт, неевреи, и договор с ними посдельно — по работе. Иногда они работают в шабат, так как им так удобно. Есть проблема?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Для того чтобы ответить на него, необходимо разобрать два вопроса:
1. Разрешено ли, чтобы нееврей выполнял работу для еврея в субботу, если оплата производиться на сдельной основе?
2. Существует ли запрет мар-ит аин? Т.е. можно ли опасаться, что другие евреи, когда узнают, что неевреи ведут строительные работы в доме еврея, будут думать, что он специально нанимает неевреев для работы в субботу и, тем самым, нарушает запрет мудрецов амира лэ-акум (просить нееврея выполнить работу для еврея в субботу)?
Рассмотрим эти вопросы.
1. В комментариях к концу первой главы трактата Авода Зара ришоним (ранние комментаторы) обсуждают вопрос о том, является ли работа нееврея в субботу на сдельной основе (кабланут) — нарушением запрета амира лэ-акум. Имеется в виду: договор с неевреем был заключен таким образом, что оплата оговорена заранее и производится по окончании определенного объема работ (кабланут), а не, как обычно, по часам.
Ранние комментаторы приводят два объяснения, почему работа на сдельной основе разрешена. Во-первых, после того, как нееврей обязался выполнить определенный объем работ и по окончании предоставить результат еврею, считается, что теперь он работает «на себя» и не является посланником еврея. В таком случае, даже если он по собственной инициативе решает работать в субботу, то делает это в личных целях, чтобы быстрее завершить работу и получить оплату (Тосафот, Авода зара 21 б). Во-вторых, еврей не получает пользы от того, что нееврей выполнил работу именно в субботу, поскольку с таким же успехом у того была возможность выполнить ее в будний день (Ран на комментарий Рифа 6 б, Авода зара).
Получается, если работа производится на сдельной основе (кабланут), это не является нарушением запрета просить нееврея сделать для еврея работу в субботу.
2. Даже когда работа производится на сдельной основе, мудрецы опасались мар-ит аин (см. выше). Поэтому при обычных обстоятельствах даже работа на сдельной основе будет запрещена из-за маар-ит аин (Шулхан Арух 244:1).
Однако есть ситуации, когда опасения мар-ит аин не существует. Например, когда строительные работы производятся за пределами города, в месте, где не проживают евреи (Шулхан Орух 244:1).
Мааршам (Респонсы 2:123) рассматривает такую ситуацию: еврей покупал землю, нанимал неевреев, чтобы строить на ней дома, и снова продавал. При этом никто не знал, что земля принадлежит еврею, а на заборе, огораживавшем стройку, висела табличка, что работы производятся нееврейской строительной компанией. Мааршам пришел к заключению, что в данном случае также нет опасения мар-ит аин, и разрешил производить строительные работы на сдельной основе.
В принципе, это во многом напоминает Вашу ситуацию, тем более, если, как Вы пишете, дома покупаются в нееврейских районах. В любом случае, необходимо обратиться к компетентному раввину и описать подробно всю ситуацию, т.к. могут быть некоторые детали, имеющие значение для конкретного решения.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону