Темы: История, Царь, Берл Набутовский, Лесть
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав Берл Набутовский! Помогите, пожалуйста, понять ещё один вопрос: в приведённых Вами комментариях Раши сказано, что «…погибнет помазанник…» — это значит, что будет убит царь Агриппас, который правил Иудеей во время разрушения Второго Храма. Но если Агриппас был назначен римлянами на иудейское царство, хотя по родословию не имел права быть царём (и был потомком раба), то понятно, что евреи согрешили, признав его своим царём. ВОПРОС: почему Всевышний называет царя Агриппаса Своим помазанником, если он не имел по Его же закону на Иудейское царство права и если евреи согрешили, приняв его как царя? С уважением, Михаил
Уважаемый Михаил,
Ваше предположение, что принятие Агриппаса в качестве царя было грехом, не совсем верно. Ведь в сложившейся ситуации у евреев явно не было выбора — принимать Агриппаса или не принимать. Вам, наверное, известно, что когда речь идёт об опасности для жизни, мы обязаны нарушить почти все законы Торы. Следовательно, грех евреев заключался не в том, что они помазали Агриппаса на царство в Иудее.
Наоборот, они правильно сделали, приняв его в качестве царя — война с Римом в то время была бы для них самоубийственной.
Имел ли право сам Агриппас принимать назначение на царство и являлся ли он царём с точки зрения галахи после того, как был помазан, — это не совсем ясно[i].
В любом случае, он был назначен правителем Иудеи и de-facto им являлся. Значит, Вс-вышний дал ему такую возможность. В наше время то, что евреи не всегда находятся под властью достойных правителей, уже не вызывает удивления. Почему Вс-вышний дал им возможность прийти к власти? На этот вопрос ответить невозможно — ибо мы не знаем Его расчетов. Тем не менее, сам факт, что кто-то является правителем, отрицать бессмысленно.
А грех евреев заключался в том, что они льстили Агриппасу, говоря: «Ты брат наш». Делать это было совсем не обязательно. Кроме того, назвав его «братом», мудрецы исказили слова Торы, что является особо тяжёлым нарушением.
С уважением, Берл Набутовский
[i] См., например, книгу Кнесес а-Гдойла (Хошен Мишпат, гл. 7, агаот Бейс Йосеф 1), — автор сомневается в этом вопросе.
Читайте: Милостивый правитель Агриппа
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Тот, в ком есть лесть, наводит на мир гнев»
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Бенцион Зильбер
О каком списке законов идёт речь в книге Дварим? Царь писал их сам?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Моше Ойербах
Рав Реувен Пятигорский
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону