Темы: Раввин, Пиркей Авот, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом и браха Вам, уважаемый Климовский Овадья. Недавно в синагоге мне сказали, что в Талмуде есть место, где написано «выбери себе раввина». Я не знаю, где это написано, но у меня вопрос. Можно ли выбирать учителя? Конечно, я понимаю и личные симпатии, и расположенность к человеку и многое другое. Но не выйдет ли так, что, избирая себе раввина, мы выбираем определенные взгляды, которые нам выгодны? Можно выбрать себе ортодоксального раввина, а можно и реформатора, у которого совершенно другие взгляды (например, проблема армейских гиюров). Я никого не выбирал, но очень доволен что Б-г направил мои письма к Вам. Вопрос 2. Может ли нееврей выбирать себе раввина? Может ли раввин согласиться на такое предложение? С уважением, Юрий
Шалом и браха, уважаемый Юрий!
1. В трактате Авот даже дважды упомянута рекомендация выбрать себе рава. Это не обязательно должен быть один и тот же человек — в 6-ой мишне, по словам комментаторов, говорится об учителе, под руководством которого человек будет изучать Тору. Рамбам пишет, что лучше учиться у кого-то, чем самому, даже если учитель уступает ученику в способностях. А р. О. Бартанура добавляет, что следует выбирать постоянного учителя, так как если учиться сегодня у одного, а завтра — у другого, материал не будет усвоен корректно, ведь у каждого — своя методика и свой подход к учению.
А в 16-ой мишне речь идет совсем о другом — о раввине, на которого человек сможет положиться полностью, спрашивая его в трудных с точки зрения Алахи ситуациях, как поступить. Это, конечно, должен быть очень знающий и Б-гобоязненный человек, с правом решать алахические вопросы, полученным от одного из настоящих раввинов.
Вы замечаете очень верно — в выборе как первого, так, тем более, и второго, человек должен руководствоваться не желанием облегчить себе жизнь, а стремлением узнать истину. В конечном счете, если рав сказал человеку «делай так», то отвечать за ошибку будет он, рав. Человек, однако, несет ответственность за то, как он выбирал себе раввина. Признают ли его авторитет ученые Торы, как оценивается его Б-гобоязненность, — все это можно выяснить. Если человек взял себе в учителя такого рава, о котором никто не может сказать[1], что его псак (законодательное решение) — пустой звук, о котором никто не может сказать, что на его решения влияют личные интересы, политика и т.п., — к этому человеку не будет претензий, когда он предстанет перед Высшим Судьей[2].
2. Не вижу причины, почему бы и нет, если Рамбам в конце Законов шмиты пишет, что «не только колено Леви, но и любой живущий на этом свете» может посвятить себя служению Всевышнему. Следовательно, у каждого, кто хочет жить в соответствии с волей Творца, должна быть возможность узнавать, в чем эта воля состоит. Узнать же это можно из Торы. Соответственно, ее знатоки могут помочь в этом любому. И, насколько мне известно, по всему миру существуют общины так называемых Бней Ноах, которые курируются раввинами.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Разумеется, речь идет о тех, кто вообще может что-либо сказать на эту тему, то есть, о Б-гобоязненных людях, посвятивших себя изучению Торы и скрупулезно выполняющих ее Законы, и ученых настолько, чтобы иметь свое мнение о том или ином раввине. Мнения газетчиков и политиков разных областей нас не интересуют.
[2] Однако я надеюсь, что Ваши слова о письмах (за которые Вам спасибо) не относятся к этому вопросу.
Читайте: Неевреи и Тора
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский
Кого каждый из нас может назвать своим учителем?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Основное содержание — этическое учение
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пиркей Авот, сборник изречений мудрецов Торы»
Рав Цви Патлас
Маараль из Праги
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону