Темы: Душа, Ноах, Потоп, Значение слов в Торе, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Объясните, пожалуйста, как понять слова Всевышнего: «НЕ СПОРИТЬ духу Моему из-за человека вовек» (Берейшит 6:3)? С кем спорит Всевышний о человеке? С уважением, Михаил
Шалом, уважаемый Михаил!
Слово йидон, использованное здесь, скорее означает «судиться», оно однокоренное со словом дин, суд. Мудрецы объясняли эту фразу по-разному (их мнения приводятся в трактате Сангедрин, в Авот де-рабби Натан и других источниках).
Большинство комментаторов полагают, что Всевышний обещает здесь не задерживать возмездие грешному поколению более чем на 120 лет. То есть, суд над ними не будет откладываться навеки. По некоторым мнениям, этот срок был необходим для того, чтобы Творец успел дать подобающую награду немногим жившим в ту пору праведникам. По другим мнениям, необходимо было дать грешникам возможность раскаяться. Многие видят здесь также намек на то, что поколение злодеев должно было погибнуть безвозвратно — так, что даже на Великий Суд, о котором страшно подумать и который ждет всех в конце дней, они не попадут. Ведь после этого суда должен настать Грядущий мир, в котором у них нет удела.
Радак (раби Давид Кимхи) полагает, что это слово обозначает «противостояние» — животные инстинкты людей находятся в постоянном противоречии с возвышенным устремлениям души. На это противостояние, в котором у души была возможность победить, Всевышний отпустил поколению Потопа 120 лет.
Интересно замечание Ибн-Эзры: хотя здесь и говорится о сроке, отпущенном поколению, фраза построена так, будто речь идет о жизни конкретного человека. Поэтому и употреблен глагол «судиться», так как душа является судьей для тела. Возможно, здесь содержится намек на то, что именно душа должна определять, что будет делать тело, а не наоборот…
Некоторые комментаторы объясняют просто: не будет душа пребывать в теле более 120 лет. На это другие замечают: ведь мы видим, что до Авраама и даже позже люди жили намного дольше, а впоследствии — наоборот, нормой было 70-80 лет. Возможно, имелось в виду некое усреднённое число — Моше рабейну прожил ровно 120 лет. Однако рассказывают, что когда кто-либо желал рабби Моше Файнштейну, благословенна память о праведнике, «жить до 120 лет», он отвечал полушутя: зачем проклинаешь меня, может, мне отпущено больше…
С уважением, Овадья Климовский
Рав Берл Набутовский
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону