Темы: Синагога, Святость, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЕсли помещение было раньше моргом многие годы, можно ли использовать его для жизни? Для учения Торы, Хедера?
Большое спасибо за интересный вопрос. Разрешено использовать помещение, в котором прежде располагался морг, для других целей, в том числе для жилья, изучения Торы и даже устройства синагоги.
Разберем некоторые положения, относящиеся к данному вопросу. Действительно, использование помещений в некоторых целях сказывается на них «негативно». Например, Шулхан Арух (153:9) говорит, что помещение, которое использовалось как синагога, при обычных обстоятельствах нельзя использовать в качестве бани, уборной или кожевенной мастерской, т.к. у него по-прежнему остается определенный статус «святости».
Более поздние галахические авторитеты разбирают противоположный вопрос: можно ли устроить синагогу в помещении, которое прежде использовалось в качестве уборной и т.п. (Паним меирот 1:87, Арух а-Шулхан 83:3, Циц Элиэзер 15:23). В свою очередь, Маарам Шик (Орэх Хаим 67, 68) разбирает вопрос о том, можно ли устроить синагогу на месте коровника. Эти мудрецы приходят к заключению, что если в помещении, которое прежде использовалось в качестве уборной, произвести ремонтные работы, например, переложить пол, перепланировать стены, заново зашпаклевать и покрасить, то помещение получает своего рода «новое имя». Такое помещение разрешено использовать не только для жилья, но и для устройства синагоги, несмотря на то, что раньше его использовали в не совсем «уважаемых» целях.
Еще один вопрос, который также удостоился внимания галахических авторитетов: разрешено ли проводить молитвы в помещениях, которые использовались для распространения антирелигиозных идей или для непристойных аморальных действий (Игрот Моше, Орэх Хаим 1:31, Циц Элиэзер 12:15). В данном случае ситуация более сложная, поскольку само место, где совершаются действия, противоречащие еврейскому закону, является «неугодным» Вс-вышнему. Рав Мойше Файнштейн даже считает, что, хотя в Гемаре (Брахот 6а) сказано, что там, где молятся десять евреев, пребывает Шхина (Б-жественное присутствие), если молитва проводится в «неугодных» местах, Б-жественного присутствия нет. Но даже в этом случае, если такое помещение выкупили и посредством ремонтных работ придали ему «новое имя», как было сказано выше, его можно использовать даже в качестве синагоги.
В любом случае, с моргом таких проблем нет. Во-первых, поскольку использование помещения как морга не является «неуважительным». Во-вторых, оно не было предназначено для действий, противоречащих еврейскому закону. Соответственно, нет проблемы использовать помещение, которое раньше было моргом, для жилья, изучения Торы или даже устройства синагоги, тем более что обычно перед использованием проводятся какие-то ремонтные работы, которые придают этому месту «новое имя».
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Синагога
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Берл Набутовский
Расскажите мне о структуре синагоги
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Сегодня габай — должность общественная
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Святость синагоги и Бейт-Мидраша очень велика
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Ашер Кушнир
Знаю, что запрещено, но как от этого избавиться?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону