Темы: Цдака, Чтение Торы, Синагога, Маасер, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом рав! Вопрос простой, можно ли купить выход к Торе (алию) за деньги маасера (десятины), которые я намереваюсь передать синагоге, в которой молюсь? Или маасер — маасером, а выход к Торе — отдельная статья?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено заплатить за то, что Вам дали алию (вызвали к Торе) из денег маасэра (десятины), при условии, что Вы решили так сделать прежде, чем купили ее.
На самом деле здесь два вопроса.
1. Разрешено ли давать деньги маасэра на синагогу?
2. Если разрешено, можно ли использовать эти деньги, чтобы купить себе алию?
Рассмотрим коротко данные вопросы.
1. Изначально деньги маасэра предназначены для поддержки малоимущих нуждающихся людей (Рамо, Йорэ Дэа 249:1). Если они также изучают Тору, то использование денег маасэра для их поддержки является еще лучшим выполнением заповеди. Однако существует мнение, что разрешено использовать деньги маасэра на выполнение каких-либо иных заповедей (Шах 249:1, Таз 249:1). Для того чтобы стимулировать людей к выполнению заповедей. В наше время обычно «облегчают» выполнение закона и разрешают поступать в соответствии со вторым мнением, т.е. использовать деньги маасэра на выполнение различных заповедей.
Необходимо отметить: разрешено использовать деньги маасэра только на выполнение тех заповедей, который человек выполняет по собственному желанию, а не на те заповеди, который он обязан выполнять в любом случае. Соответственно, запрещено использовать деньги маасэра на покупку тфиллина, талита, суки, мацы, четырех бокалов вина в Песах и т.п. Причина: человек обязан выполнять данные заповеди, поэтому, когда он использует на них деньги маасэра, получается, что он как бы использует деньги маасэра на покрытие своих долгов. А это запрещено. Однако если человек сам является малоимущим, то ему разрешено использовать деньги маасэра также на выполнение тех заповедей, которые он обязан выполнять в любом случае (Минхас Йицхок 8:82). Получается, что разрешено использовать деньги маасэра на поддержание синагоги, поскольку это не является заповедью, которую человек обязан выполнять в любом случае, и, как было сказано выше, в наше время обычай — разрешать использовать деньги маасэра на выполнение заповедей.
2. Разрешено купить алию на деньги маасэра, предназначенные для поддержания синагоги. И нет проблемы в том, что человек получает выгоду и удовольствие от денег маасэра, т.к., в принципе, каждый раз, когда он дает деньги маасэра на что-либо, он получает своего рода выгоду: ему благодарны и т.п. (Таз 249:1).
Однако необходимо чтобы человек решил для себя, что собирается купить алию на деньги маасэра, прежде, чем начнёт торговаться. Если он решил заплатить за алию из денег маасэра уже после того, как купил ее, то получается, что он использует деньги маасэра на покрытие своих долгов, что запрещено, как было сказано выше.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Тора
Чтение Торы
Тема Деньги и денежные отношения в иудаизме
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Йеуда-Лейб Аврех
Когда можно «проверять» Всевышнего?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Быть вызванным к Торе считается почетом
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Берл Набутовский
Расскажите мне о структуре синагоги
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону