Темы: Вавилонская башня, Нимрод, Свобода выбора, Потоп, Вавилон, Александр Красильщиков, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, я недавно начал изучать Тору, и у меня возникло много вопросов.
Мой вопрос — относительно поколения потопа:
Что плохого в том, что люди пытаются создать город, чтобы не рассеяться по лицу всей земли? Что плохого в том, что люди говорили на одном языке и понимали друг друга? Зачем было рассеивать людей?
В современном мире все воюют со всеми. Потому что каждый борется за себя. За свою нацию. И плевать на остальных людей. Но если бы все говорили на одном языке, верили в одно и то же, то не было бы причин для многих войн (крестовых походов, уничтожения неверных). Люди были бы едины! Какой высоты могла быть Вавилонская башня? Никак не выше тех зданий, которые строятся сейчас. И которые уже есть сейчас. Существует мировой язык — Английский… И это случилось спустя несколько тысяч лет, наш мир это Вавилон, только увеличенный в тысячи раз. Так зачем же было этому препятствовать, если это все равно должно было случиться? Но основной вопрос в том, что ЗАЧЕМ БЫЛО СОЗДАВАТЬ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ЛЮДИ ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА И ЖИЛИ В МИРЕ. НО РАЗЛИЧИЕ ПРИНОСИТ ОТЧУЖДЕНИЕ, НЕНАВИСТЬ К ЧУЖИМ, АГРЕССИЮ, ЖЕСТОКОСТЬ. В ЧЕМ СМЫСЛ? Надеюсь получить ответы на все свои вопросы. Заранее СПАСИБО ЗА ОТВЕТ.
С уважением, Арон
Здравствуйте, Арон!
Ваш вопрос интересен и глубок. Такие вопросы — неотъемлемая часть изучения Торы. Тора не боится вопросов. Наоборот, она сама часто их провоцирует, чтобы побудить человека углубиться в тему — узнать больше и увидеть дальше.
Вы в своём вопросе, очевидно, имеете в виду не поколение Потопа, а так называемое Поколение Разобщения народов — дор а-флага, то есть строителей Вавилонской Башни.
Это строительство осуществлялось в условиях первой в истории диктатуры, во главе которой стоял человек по имени Нимрод. Тот самый Нимрод, который пытался уничтожить нашего праотца Авраама, бросив его в огненную печь. Чтобы укрепить власть, ему необходимо было объединить людей одной идеей. Ею и стало строительство Вавилонской башни.
Сама мысль выглядела вполне респектабельно. Было решено построить для человечества колоссальную метрополию, в центре которой — гигантская башня, своеобразный «пояс безопасности» на случай повторения потопа. Недаром учёные того времени считали, что каждые 1656 лет небеса теряют устойчивость, что может вызвать всемирную катастрофу, подобную той, что спровоцировала Потоп, а с нею и уничтожение человечества.
Для обеспечения выживания планировалось построить три гигантские башни. Однако назначение проекта не ограничивалось страхом перед «природными» катаклизмами. Не зря энтузиазм был всеобщий.
Строители Башни принадлежали к трем основным партиям. Целью одних — и это, как уже сказано, была партия Нимрода — было усиление центральной власти путём предотвращения расселения человечества на поверхности земли. Попробуй, управляй людьми, если они далеко.
Другими двигало желание продемонстрировать силу и возможности человека, его власть над материальным миром.
И, наконец, третья партия открыто объявила о своём отрицании Творца Вселенной, а строительство башни символизировало, на их взгляд, победу «разума» над «суеверием».
Всех их объединяло одно: фактическое отрицание Творца и предпочтение материальных благ духовному росту человечества.
Это был тревожный знак. В своё время подобная тенденция погубила поколения, предшествовавшие Потопу. Именно пренебрежение духовностью, отрицание власти Творца привело человечество к полному моральному растлению, взаимной ненависти и неуёмному грабежу.
Первые признаки распада проявились и при строительстве Башни. Фанатичная приверженность «Великой Стройке» привела к девальвации человеческой жизни. Мидраш рассказывает: когда кто-нибудь из строителей оступался и падал вниз, никто не обращал на это внимания, но если пропадали кирпичи и стройка задерживалась, люди плакали от огорчения. Эта тенденция, чем дальше, тем больше ширилась, грозя вернуть человечество ко всем тем порокам, что привели к всемирной катастрофе.
Всевышний, не желая нового потопа, предпринял наименее радикальный шаг, чтобы остановить сползание человечества в бездну неверия и греха. Он разрушил единство, чтобы человечество имело возможность остановиться и выбрать путь духовности и служения Творцу.
Как мы видим из сказанного Выше, единство «поколения расселения» было мнимым. Несомненно, о таком единстве никак нельзя сказать: «ЛЮДИ ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА И ЖИЛИ В МИРЕ». И именно расселение дало человечеству возможность обрести духовность и, тем самым, избежать всех тех пороков, о которых Вы упоминали (ОТЧУЖДЕНИЕ, НЕНАВИСТЬ К ЧУЖИМ, АГРЕССИЮ, ЖЕСТОКОСТЬ).
С уважением, Александр Красильщиков
Читайте: Мы строим супер-башню в Вавилоне…
Рав Овадья Климовский
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Александр Красильщиков
Рав Берл Набутовский
Почему Тора называет Нимрода богатырём?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Вавилонское пленение. Цари Вавилонии
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Арье (Лев) Кацин
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Александр Красильщиков
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону