Темы: Суббота, Мишна, Рав Бенцион Зильбер, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня вопрос по Мишне, Масехет Шабат, перек гимель, 3-я мишна. Там в конце мишны говорится про антихи и мульяр. Вопрос по поводу антихи. Если пить воду из антихи нельзя, даже если выгребли угли до наступления шабата, а если согрели воду до шабата, а в шабат он просто продолжает стоять на огне, чтобы не остыть, то в шабат можно пить воду из него? Проясните этот вопрос, пожалуйста. Спасибо. Евгений, Ташкент
Уважаемый Евгений!
О Вашем вопросе. Мишна говорит, что из мульяр можно пить в субботу, а из антихи нельзя. Конструкция антихи подразумевает две полости: в нижней находятся угли, в верхней — вода. Написано, что из антихи нельзя пить, даже если убрали угли.
Вы задаёте интересный вопрос. По мнению Раши, нельзя пользоваться водой из антихи, даже если из неё убрали угли ещё до наступления субботы. Вопрос — почему? Ведь в предыдущих мишнаёт написано, что если еда сварена, если печь груфа (т.е. из неё убрали угли) или ктума (на угли посыпали пепел), еду можно оставлять на печи (например, на печке танур).
По мнению Хананьи, даже если еда сварена частично — маахаль бен-Друсай — и даже если не убрали угли, еду можно оставлять на огне. Так почему же запрещено пользоваться водой из антихи? Как объясняют по Раши, в антихи сохраняется много жара. Это уже похоже на атмана — заворачивание (кастрюли), которое добавляет жар.
Чем это отличается от ситуации, когда кастрюлю ставят в пятницу на печь? Ведь печь тоже добавляет жар? Когда кастрюля стоит на печи, то печь — отдельно, а кастрюля — отдельно, они не соединены друг с другом. Это не похоже на заворачивание кастрюли. Если же жар (угли) находится в самой кастрюле, это похоже на заворачивание. Поэтому запрещено пить воду из антихи, даже если в ней оставили воду в пятницу и даже если убрали угли.
По мнению Тосафот (они как раз задают вопрос, чем отличается ситуация с антихи от ситуации, когда еду или воду оставляют на печке), пользоваться водой из антихи можно. Нельзя лить эту горячую воду из антихи в холодное вино. Вода в антихи достаточно горячая (и это может сварить вино).
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте: Шаббат — Еврейская Суббота
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Устная Тора
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
В каких случаях кошерные продукты впитывают некошерный вкус?
Рав Бенцион Зильбер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Моше Пантелят
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону