Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда берётся характер человека?

Темы: Рав Реувен Куклин, Предопределение, Каббала, Астрология, Характер

Отложить Отложено

У меня несколько вопросов и соображений, но на одну тему, откуда берется характер человека. Конечно, человеку прививаются какие-то ценности, этика поведения. Но меняется ли его характер? У младенца тоже есть характер, хотя он еще не знает ничего. Или характер определяется только набором генов, переданных от родителей? Тогда в каждом новом воплощении характер разный. А если характер человека — характер его души, тогда в любом его воплощении он одинаков (ведь у всех та жа душа). Виктория, Днепропетровск

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Виктория!

Характер человека, без сомнения, является врождённым, и его невозможно существенно изменить. С физической точки зрения он, разумеется, определяется генами, которые достались человеку от родителей. Однако из трудов величайшего каббалиста Аризаля (Шаар а-Гильгулим 1) нам известно, что тело — одежда души (и как одежда сшита по размерам тела человека, так тело каждого человека соответствует его душе). В таком случае, корень специфики человеческого характера — специфика души каждого человека. В каббалистических книгах сказано, что у каждого человека есть душа, отличная от всех других душ. Эта специфика душ называется у мудрецов словом мазаль (буквально «созвездие»).

В Талмуде (трактат Шабат 156а) сказано: «Тот, кто родился под планетой Маадим (Марс) будет проливать кровь». Т.е. в характере этого человека будет склонность к кровопролитию. Рав Аши говорит о таком человеке, что он будет моэлем (делать обрезание младенцам), или резником (заниматься кошерным убоем скота), или разбойником. Объясняет Виленский Гаон (в комментарии к Мишлей 26, 2): рав Аши сообщает нам, что, хотя не во власти человека полностью изменить свой характер, ему принадлежит выбор — как использовать свой характер. Он может стать праведником и выполнять мицвот, будучи моэлем, может быть обычным, средним человеком, работая резником, а может стать преступником.

Отсюда можно вывести важный принцип воспитания: поскольку характер человека — данность и изменить его полностью невозможно, цель воспитания — не изменить характер, а повести воспитанника правильным путём, соответствующим его характеру.

Этот принцип преподал нам царь Шломо (Соломон) в книге Мишлей (22, 6): «Наставляй юношу согласно пути его, и он не уклонится от него, когда и состарится». Объясняет Виленский Гаон: ребёнка следует воспитывать в соответствии с его характером («путь его»). Если его поведут тем путём, который ему подходит, он и в старости не сойдёт с этого пути. Если же заставлять его изменить свою природу, характер, он, может быть, в данный момент и послушается — из страха. Но позже, когда «его шея освободится от ярма», обязательно сойдёт с этого пути, потому что он не может переломить свою природу.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Кто ненавидит сына?

Материалы по теме


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше