Темы: Пятикнижие, Рав Реувен Куклин, Берешит, Лаван
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныХорошего дня, рав Рэувэн.
Почему Лавану так много места уделяется в Торе? Валерий
Уважаемый Валерий!
Чтобы ответить на Ваш вопрос, нам стоит прежде задуматься, в чем была «специфика» Лавана. Если мы поймём это, сможем ответить и на Ваш вопрос.
Передают от имени Виленского Гаона, что сущность любой вещи, которая упоминается в Торе, следует искать там, где она упоминается в первый раз. Первый раз Лаван упоминается в главе Хаей Сара (Берешит 24, 29). Там сказано: «У Ривки же брат именем Лаван». Итак, Тора говорит о Лаване как о человеке с «белым» именем (лаван означает «белый»). Т.е., репутация Лавана была безукоризненна. Все видели в нём честного и праведного человека. И, действительно, таким он предстаёт на первый взгляд из рассказа Торы. Приведём несколько примеров.
Ривка сообщает Лавану о новом госте, Элиэзере. Какова реакция Лавана? — «И выбежал Лаван к тому человеку на улицу, к источнику… И сказал: войди, благословенный Господом, зачем ты стоишь на улице? Я же очистил дом и место для верблюдов» (Бэрейшит 24, 29—30). Какая учтивость, какое гостеприимство!
Когда Элиезер рассказывает, как Всевышний помог ему найти для Ицхака самую подходящую невесту, Лаван говорит (стих 50): «От Б-га пришло это дело; мы не можем сказать тебе ни худа, ни добра. Вот Ривка пред тобою: возьми и пойди; и пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь». Какая сильная вера в Б-га!
И когда Яаков приходит к Лавану, Лаван демонстрирует необыкновенное гостеприимство (Берешит 29, 13—14): «И было, когда услышал Лаван весть о Яакове, сыне сестры своей, он побежал ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввёл его в дом свой… И сказал ему Лаван: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил он с ним месяц времени».
Через месяц после прихода Яакова Лаван хочет оплатить ту работу, которую Яаков и без того делает для него. Более того он предлагает, чтобы Яков сам решил, какая плата ему положена (стих 15): «Разве на то ты родственник мой, чтоб служить мне даром? Скажи мне, что заплатить тебе?». Какая прямота, какая честность!
О проявлении подобных прекрасных, на первый взгляд, качеств мы читаем и в других местах, где упоминается Лаван.
Так всё выглядит «на поверхности». Но если прочтём внимательнее, картина окажется совершенно противоположной.
Начнём с удивительного гостеприимства Лавана, проявленного во время приёма Элиэзера. В стихах, описывающих это гостеприимство, приводятся прекрасные слова Лавана и к ним добавлено одно замечание, которое, на первый взгляд, не имеет какого-то особого значения: «И когда он увидел кольца и браслеты на руках сестры своей… сказал: войди, благословенный Господом» (Бэрейшит 24, 30-31). Но мудрецы со своим острым зрением обращают внимание именно на эти слова. И делают вывод: увидев украшения, подаренные Ривке, Лаван понял, что Элиэзер богат, и возжелал его имущества. Поэтому и выбежал ему навстречу.
Обратим внимание ещё на один момент. После того, как Лаван выразил свою абсолютную веру во Всевышнего, говоря: «От Б-га пришло это дело… Вот Ривка пред тобою: возьми и пойди…» (там же, 50-51), он немедленно «передумал» и начал искать предлог для того, чтобы не отпускать Ривку с Элиэзером: «Пусть побудет с нами девица год или десяток месяцев, потом пойдёт» (там же, 55; в самом тексте Торы сказано «дни или десяток», Раши объясняет, что имеется в виду «год или десяток месяцев»).
Поскольку Лаван выбежал навстречу Элиэзеру, желая завладеть его имуществом, мудрецы полагают, что навстречу Яакову он выбежал по той же причине. Лаван «прикинул», объясняют мудрецы,: если уж раб Авраама так богато одарил его, то сколько же можно получить от любимого внука Авраама. Не увидев у Яакова никаких украшений, Лаван предположил, что тот привёз золотые монеты и прячет их за пазухой. Чтобы проверить своё предположение, он обнял Яакова, и когда понял, что и за пазухой у того пусто, подумал: может быть, Яаков привёз с собой жемчуг и прячет его во рту? Чтобы проверить и это предположение, он поцеловал Яакова.
Через месяц Лаван, как мы помним, сказал Яакову: «Разве на то ты родственник мой, чтоб служить мне даром?». Отсюда ясно, что «гостеприимство» Лавана не было бескорыстным: целый месяц Яаков работал у него бесплатно.
И из других стихов, говорящих о Лаване, можно понять, насколько сомнительным «праведником» был этот человек, казавшийся всем образцом порядочности.
Люди, о непорядочности которых известно всем, представляют значительно меньшую опасность для окружающих: ведь их опасаются и сторонятся. Но мошенник, обладающий добрым именем, очень опасен: люди не остерегаются его и берут с него пример, учатся дурному.
Это — одна из причин того, что в Торе так много говорится о Лаване: нам следует знать о существовании таких людей, имя которых «бело», а сущность — «черна». Надо научиться распознавать их.
Об этом говорят мудрецы в Пасхальной Агаде. Там сказано так: «В каждом поколении встают [враги] на нас, чтобы уничтожить нас, но Всевышний спасает нас от их руки. Ступай и учи, что хотел Лаван-арамеец сделать Яакову: фараон приказал (истребить) только младенцев мужского пола, а Лаван хотел уничтожить всех, как сказано: “Арамеец (вознамерился) погубить отца моего” (Дварим 26, 5)».
Мудрецы говорят нам, что в каждом поколении есть у евреев враги, желающие их уничтожить, и не всегда мы можем распознать их, т.к. иногда они ведут себя с нами, на первый взгляд, «порядочно». Мы должны научиться «определять» их на примере Лавана: он выглядел праведником и человеком, любящим Яакова, на самом же деле был хуже фараона. Тора свидетельствует, что он хотел погубить Яакова.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Пятигорский
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Реувен Куклин
Рав Овадья Климовский
В связи с чем произошли перемены в языке?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону