Темы: Запреты, Злословие, Сплетни, Реувен Пятигорский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМожете запрещать что угодно, но в одном человеческая природа сильнее ваших запретов — в желании позубоскалить, посудачить о своём ближнем. Нет общества, где бы этой «болезнью» не страдали буквально все. Только не уверяйте, что вы святее остальных.
А мы и не уверяем. Среди евреев, соблюдающих заповеди Торы, тоже встречаются люди, страдающие такой «болезнью». Но их, поверьте, очень мало. Ибо болезнь лечится! По крайней мере, есть проверенные способы, помогающие человеку «вылечить» свой язык. Один из самых действенных способов прекратить порочащие человека разговоры — полюбить его (что и повелевает Тора). Когда нам говорят злые слова о другом человеке, стоит представить себе, что рассказывают о нашем родном брате, как сразу же наше отношение к рассказу изменится. Для брата мы всегда постараемся найти извиняющие моменты. Точно также надо поступать в случае с любым евреем.
Сплетни, оговоры и зубоскальство считаются в обществе, соблюдающем заповеди, одними из самых неприятных прегрешений. Злословие портит общий «уровень жизни». Согласитесь, неприятно жить в среде, где все оговаривают всех. Поэтому евреи высоко ценят моральный климат своей общины, когда злословие исключено, или, по крайней мере, резко осуждается обществом. И если кто-то стал виновником сомнительной ситуации, он, этот виновник, знает, что ни один из очевидцев не будет распространять о нём слухов, не побежит шептать по углам: смотрите, что сделал такой-то. Даже своим жёнам люди ничего не расскажут — ибо таково требование Торы.
А что делают с нарушителями установленных правил? Неужели так и молчат, смирившись? Оказывается, есть способ найти на них управу. Взывают к их совести. Но если прямая беседа по душам не приносит результатов, всегда есть возможность обратиться к раву или, в особо серьёзных случаях, непосредственно в раввинский суд.
Когда встречаются два еврея, они стараются не говорить между собой о третьем. Во всяком случае, не говорить ничего, чего бы тот не хотел, чтобы о нём рассказывали. Если это называется святостью — мы не против!
Смотрите: «Изюминка» борьбы со злословием
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Реувен Пятигорский
Автобиография автора Толдот.ру, рава Реувена Пятигорского
Рав Ханох Теллер,
из цикла «Рассказы Ханоха Теллера»
История о бокале для кидуша
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону