Темы: Награда и наказание, Рав Реувен Куклин, Заповеди, Богобоязненность, Любовь к Б-гу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, пожалуйста, меня крайне интересует, что движет теми, кто соблюдает все крайне многочисленные запреты иудаизма? Ведь, насколько я понимаю, иудаизм не дает обещаний взамен за «хорошее поведение» райских кущ или ещё каких-либо бонусов. Так зачем же соблюдать все эти ограничения, если наказание как-то неочевидно?
Свечкова Оксана, Петербург
Без сомнения, за каждое доброе дело человек получает от Всевышнего совершенную награду, а за каждое дурное дело — соответствующее наказание. И об этом сказано в стихе (Дварим 32, 4): «Он твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны (буквально: “все пути его — суд”); Б-г верен и нет кривды; праведен и справедлив Он». И поскольку награда исходит от Всевышнего, мы не способны оценить, насколько она велика. Преимущество награды, которую даёт Всевышний, перед всем, что только может дать человек: награда от Всевышнего, ожидающая людей в будущем мире, — вечна. Конечно, если еврей представит себе величину награды, которая полагается за исполнение заповедей, он будет исполнять их ревностно.
Однако на самом деле не награда и наказание должны направлять человека в соблюдении мицвот.
Постараюсь назвать ещё несколько «движителей», побуждающих человека исполнять мицвот.
Всевышний — Властелин мира, весь мир (и мы в том числе) принадлежим Ему. Поскольку мы находимся в мире Всевышнего, нам следует исполнять законы, установленные Им.
Нам будет легче представить это с помощью следующей притчи, которую рассказал рав Элиягу Лупьян:
Один человек ехал на поезде в Сибири. Сошёл он на своей станции и вдруг обнаружил, что станция вовсе не его. А вокруг тайга, зима, холод, а также будка, в которой можно укрыться от ветра, и заледенелый кран. Следующий поезд — через неделю. Что же ему делать?
Выбор невелик. Человек увидел небольшую тропинку в тайге и пошёл по ней. Идёт, ему страшно, он не знает, куда приведёт тропинка, но надеется на лучшее. Идёт, идёт и вдруг видит избушку. С одной стороны, он боится туда входить, потому что понимает, что люди здесь страшнее медведей. С другой стороны, есть хочется. И он стучится в дверь дома.
Вдруг дверь сама раскрывается, и он на цыпочках входит в дом: никого нет, в горнице — стол с разнообразными яствами. Он, конечно, боится до этого дотронуться, но вдруг видит на столе записку: «Ты можешь есть при условии, что помоешь пол».
Несомненно, этот пол он будет мыть со всем усердием, на какое только способен, и не будет думать: «Какой я молодец, что вымыл пол». А будет рад вымыть пол за возможность отведать этих яств.
Говорит рав Элиягу Лупьян:
Мы должны быть подобны этому человеку: ведь этот мир — вовсе не наш. Всё, чем мы питаемся, что одеваем, всё, что вокруг нас, принадлежит не нам, а Творцу — Хозяину этого мира. И Хозяин этого мира говорит, как мы должны вести себя в его «доме» (мире). Ещё одна причина, по которой мы должны выполнять заповеди Б-га, — то, что является Хозяином этого мира.
Кроме того, выполнять заповеди побуждает нас страх перед Всевышним и любовь к Нему.
Страх высшего «качества», такой, к которому следует стремиться, — это трепет перед величием Б-га (см. вопрос).
Теперь — о любви к Б-гу. Пишет Рамбам (Законы раскаяния 10, 1-3): «Да не скажет человек: я соблюдаю заповеди Торы и изучаю её мудрость, чтобы получить все благословения, которые в ней обещаны, или чтобы удостоиться жизни в будущем мире, и избегаю нарушать запреты Торы, чтобы уберечься от проклятий, которые в ней обещаны, или чтобы не лишиться жизни в будущем мире. Не следует служить Всевышнему таким образом, ведь тот, кто служит из этих побуждений — служит из страха, а это — не уровень пророков и не уровень мудрецов… Тот, кто служит из любви, изучает Тору, и соблюдает мицвот, и идёт путями мудрости не ради любой из наград этого мира, и не из страха перед бедствием, и не для того, чтобы получить благо; он поступает в соответствии с истиной потому, что это истина и, в конечном счёте, она приведёт к благу. И это уровень очень высокий, и не каждый мудрец удостаивается достичь его. Это уровень праотца нашего Авраама, которого назвал Б-г “любящим Его”, потому что Авраам служил Ему только из любви. И достичь такого уровня повелел нам Всевышний, благословен Он, через Моше, как сказано: “И люби Господа, Б-га твоего…” (Дварим 6, 5). И когда человек полюбит Всевышнего такой любовью, немедленно начнёт выполнять все мицвот из любви».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: О любви к Б-гу и страхе перед Ним
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Реувен Куклин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону