Темы: Эрув, Суббота, Мукце, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Известно, что в субботу часы можно носить в том случае, если человек носит их на кожаном ремешке постоянно (и спит в них). Можно ли носить в субботу часы, снабжённые механизмом подзавода — они сами заводятся от движения руки (при ходьбе, размахивании и т.п.)? Если нет, то можно ли в пятницу вечером до зажигания свечей одеть другие часы? Не возникнет ли проблема с тем, что эти часы я постоянно не ношу?
Алексей, Саратов
Уважаемый Алексей!
Поским (галахисты) обсуждают вопрос, можно ли носить часы в субботу. Как пишет Мишна Брура 338, 15, нельзя заводить часы, даже когда они идут (там даже приводится мнение автора Хаей Адам, что это запрет из Торы).
Если часы заводятся от того, что их носят, определённо, их ношение является псик рейша (действием, с неизбежностью приводящим к определённому результату. Ведь от ношения они определённо заводятся, т.е. ношение неизбежно приводит к подзаводу). Логичнее сказать, что это более чем псик рейша: раз часы спроектированы, чтобы заводиться от ношения, значит, ношение является одновременно их подзаводом, ношение — это форма их завода. То есть, попросту говоря, человек, нося их, заводит их, это не побочное действие, а прямой завод их ношением. Как я уже писал, Мишна Брура запрещает заводить часы, даже когда они идут. Поэтому поским склоняются запретить ношение таких часов в субботу.
Некоторые поским разрешают носить наручные часы в субботу в месте, где нет эрува, другие запрещают. В соответствии с мнением тех, кто разрешает, я не слышал, чтобы имело значение, ходит человек постоянно именно с этими часами, или нет. (В книге Шмират Шабат кэ-Илхата 18, параграф 27 написано так: «С золотыми часами на руке можно выходить, т.к. человек не снимает часы, даже когда они не работают, поэтому часы считаются украшением. С обычными часами нельзя выходить там, где нет эрува, потому что обычно такие часы снимают, когда они не идут (но если человек всё-таки полагается на мнение тех, кто разрешает выходить с такими часами, эйн лимхот бэ-ядо — ему не мешают так себя вести, потому что у него есть, на чьё мнение полагаться)»).
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Слушайте: Перемещение мукце в шабат
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Гекрайтер,
из цикла «Законы Шаббата»
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Мендель Агранович,
из цикла «Законы Шаббата»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону