Темы: Мудрость, Рав Реувен Куклин, Приучение к порядку, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте!
Прочитал ответ рава Нохума Офмана, в котором утверждается, что мудрость человека проявляется в том, каким образом он организовал порядок своей жизни. Скажите, почему именно порядок свидетельствует о мудрости.
Спасибо, Александр
Уважаемый Александр!
Прежде, чем говорить о важности порядка, нам стоит дать чёткое рабочее определение «порядка». Я думаю, можно дать следующее определение: «расположение предметов, возникшее в результате их распределения по подходящим им местам». Отсюда понятно, что порядок помогает из частностей составить общую картину, в которой каждая деталь не стоит сама по себе, а взаимодействует с другими деталями.
Человек, который следует порядку в своих делах, демонстрирует тем самым, что и в его сознании для каждой вещи есть точно определённое место, что позволяет ему видеть целостную картину.
Приведу слова Рамхаля из предисловия к книге «Путь Творца». Они объясняют различие между человеком, обладающим знаниями, в сознании которого царит порядок, и человеком, знания которого не упорядочены.
«Преимущество знания явлений в совокупности их частей, согласно их разделению и порядку отношения между ними, над знанием о них без различения, подобно преимуществу созерцания сада, великолепного своими клумбами и украшенного дорожками и рядами насаждений, над созерцанием зарослей кустов и дикорастущей лесной чащи. Ибо, действительно, для разума, желающего познания, картина многих частей, связь которых и истинная ступень каждой из них в общем здании неизвестна, есть не что иное, как нежеланная тягостная ноша, над которой он будет трудиться, прилагать усилия, ослабнет и устанет — и все без удовлетворения.
Ибо каждая из частей, чья картина дойдет до него, обязательно возбудит в нем стремление дойти в познании этой части до конца, но это не удастся ему, поскольку от него скрыто знание явления в его полноте. Ведь значительная часть явления — в его отношениях с (другими) соотносимыми (явлениями) и в его точном уровне в общем (явлении), а это скрыто от него. И получается, что он не может удовлетворить свое стремление к знанию, которое утруждает его; страсть причиняет ему боль — и нет покоя».
Далее говорит Рамхаль, на что следует обращать внимание при исследовании любого явления: «Основное, что человек должен различить в явлении, — это его истинная ступень, как мы упомянули. Ибо, когда мы произведем различение всего существующего, чувственного и рационального, — всего, чей образ может быть нарисован в нашем сознании, мы найдем, что не все явления относятся к одному виду и занимают одну ступень, но относятся к разным категориям с переменными уровнями».
Отсюда мы можем узнать ещё об одной «грани» значимости порядка — порядок помогает человеку глубже понять и сами детали. Поскольку истинное понимание любой вещи заключается в постижении того, каким образом она соотносится с другими вещами и на какой «ступеньке» находится в этом соотношении.
Мы живём в такое время, когда беспрерывный поток информации течёт к нам по различным руслам, создавая избыток информации. Одна из главных проблем, связанных с этим — невозможность правильно оценить ту информацию, которую мы воспринимаем, те факты, которые нам сообщают, и понять их место и «ранг» по отношению к другой информации, другим фактам; это также невозможность оценить, свидетельствуют ли сообщаемые факты о каком-либо правиле, закономерности, или это что-то единичное, необычное.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:
Ципора Харитан
И еще она часто просится на руки, ничего по дому сделать не дает
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Хана Лернер
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Бенцион Зильбер
А то для них переписать домашнее задание — рабство и непосильный труд...
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Арье (Лев) Кацин
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Ита Минкина
Рав Реувен Куклин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону