Темы: Рав Реувен Куклин, Гнев, Исправление качеств, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Прочитал статью р. А. Фельдмана о Гилеле «Река, котел и птица». Речь идет о гневе. Один из основных выводов — надо себя сдерживать. Но внешне можно себя сдержать и оставаться невозмутимым, а как оставаться внутренне спокойным и уравновешенным? Вова
Уважаемый Вова!
Ваш вопрос очень уместен, поскольку, как говорит Рамхаль (Месилат Йешарим, часть 7), гораздо легче человеку изменить свои действия, нежели свои чувства. Каким же, всё-таки, образом мы можем повлиять на свои чувства? Говорит Рамхаль (там же), что внешние действия человека влияют на его внутренний мир, на его чувства и эмоции. Когда человек приучает себя реагировать внешне спокойно на различные ситуации, это постепенно оказывает влияние и на его внутренний мир, внешняя уравновешенность поможет ему оставаться и внутренне спокойным и невозмутимым.
И тут мне хотелось бы добавить дополнительный совет. Он основан на принципе, который я почерпнул из слов моего инструктора по вождению. Он сказал так: «Когда ты должен проехать вблизи какого-то препятствия, не смотри на него, а смотри в противоположную сторону, для того чтобы определить, на какое расстояние ты можешь отдалиться от препятствия. Если ты будешь смотреть на препятствие, то непременно в него врежешься, поскольку человек невольно едет в ту сторону, куда смотрят его глаза». Я подумал, что это справедливо не только, когда речь идёт о вождении машины, но и когда речь идёт о поведении самого человека («вождении самого себя»). Если человек будет много думать о своих отрицательных качествах, он не сможет от них далеко отойти. Однако если он бдительно следил за дорогой (за своим поведением) и заметил какое-либо препятствие (плохие качества), ему стоит задуматься о «противоположных» недостаткам положительных качествах, о том, как их создать и развить. Так он будет постепенно отдаляться от отрицательных качеств.
Возможно, это то, чему нас учит царь Соломон, говоря (Мишлей 15:24): «Путь жизни благоразумного — вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу». Имеется в виду, что, если человек не желает упасть (в духовности, «попасть в преисподнюю»), ему следует смотреть вверх и продвигаться вверх.
Это относится и к обузданию гнева. Если человек будет постоянно задумываться о гневе, ему будет тяжело прийти к внутреннему спокойствию. Однако если он приучит себя всё принимать с радостью и желанием, он сможет приобрести истинное спокойствие.
В Пиркей Авот (2, 9) рассказывается о том, что рабби Йоханан бен Закай спросил своих учеников, по какой дороге стоит человеку идти, чтобы это повлияло на все его действия. Каждый из учеников назвал своё. Рабби Элазар (один из учеников) сказал, что важнее всего приобрести «хорошее сердце». Объясняет рабейну Йона, что имеется в виду радостное и приветливое отношение ко всем. Говорит рабейну Йона, что таким образом человек говорит со всеми окружающими спокойно и отдаляется от гнева. Сказал Рабби Йоханан: «Слова Рабби Элазара (тот путь, который он предложил) — наилучшие из слов всех учеников».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Виленский Гаон о гневе
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Шимон Грилюс
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Хана Лернер
Рав Реувен Пятигорский
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону