Темы: Хупа, Свадьба, Авраам, Сара, Будущий мир, Скромность в поведении, Интимные отношения, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКричат ли на еврейской свадьбе «горько»? Адель
Уважаемая Адель,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Известно, что поцелуй жениха и невесты является неотъемлемой частью свадебной церемонии в нееврейском мире. Причем этот обычай существует практически у всех народов. Поэтому Ваш вопрос очень актуальный: а как же ведут себя евреи? Давайте попробуем вкратце разобрать этот вопрос.
Талмуд (Бава Батра 58а) описывает, как в Будущем мире праотец Авраам лежит в объятиях Сары и она перебирает ему волосы, вычесывает. Во времена Талмуда это считалось проявлением близости между супругами и было разрешено только в отсутствие других людей. Один из мудрецов Талмуда смог увидеть праотца и праматерь за этим занятием только потому, что в Будущем мире отсутствует йецер а-ра («дурное начало») и такое поведение не запрещено даже при чужих людях.
На основании этого автор комментария «Нимукей Йосеф»[i] делает вывод, что в обычной ситуации такое поведение или какое-либо другое проявление близости на людях будет нарушением правил приличия. ТАЗ[ii] (Эвен а-Эзер 21:1) добавляет: кроме того, что подобные действия являются нарушением правил скромности (цниют), они также вызывают у тех, кто их видит, мысли о близости между мужчиной и женщиной.
Этот закон приводится и в Шулхан Арухе[iii] (Рамо[iv], Эвен а-Эзер 21:5), где сказано, что прилюдные проявления близости запрещены даже по отношению к собственной жене.
Получается, что этот запрет распространяется и на прилюдные объятия и поцелуи.
Является ли свадебная церемония исключением? Нет. В галахических книгах (книгах по еврейскому Закону) сказано, что жених после хупы ведет невесту за руку, а обычно муж и жена не поступают так на людях. Но чего-то более «продвинутого» мы не находим ни в галахической литературе, ни в еврейских обычаях.
Поясним: разумеется, иудаизм не запрещает объятия и поцелуи между мужем и женой. Просто проявления близости стоит оставить на то время, когда супруги остаются наедине, ведь тогда это — по-настоящему проявление взаимной любви.
К сожалению, в современном мире представление о приемлемом поведении между супругами часто черпается из голливудских мелодрам. Но в еврейской Традиции известно: когда сокровенные моменты выставляют на всеобщее обозрение, то в конечном счете они теряют свою ценность и значимость.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Йосеф Хавива (годы жизни приблизительно 5100-5180 / 1340-1420, Королевство Арагон: Испания — Франция) — знаменитый законовед, автор книги «Нимукей Йосеф» («Аргументы Йосефа») — комментария на кодекс Рифа. В классических изданиях Талмуда его комментарии печатаются в приложении, рядом с основным текстом Рифа, — в тех томах, к которым не сохранился комментарий Рана, учителя раби Йосефа.
[ii] Раби Давид бар-Шмуэль а-Леви (ТАЗ; 5346-5427 / 1586-1667, Волынь, Белоруссия, Польша, Моравия, Украина) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения; автор книги «Турей Заав» — развернутого комментария к кодексу Шулхан Арух.
[iii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона (первое издание завершено в 5325 / 1565). Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим из законоучителей всех поколений.
[iv] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги «Мапа», ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Ашер Кушнир
Есть две крайности, которые характерны для людей, недавно пришедших к иудаизму. Одни не избавились от своего прошлого, достаточно разгульного. Другие огульно считают супружеские отношения чем-то изначально непристойным. В действительности же жизнь супругов, включая телесные ее аспекты, наполнена святостью.
Рав Яков Шуб
Может быть, посоветуете какие-нибудь сгулот?
Рав Бенцион Зильбер
Как наличие Ктубы влияет на детей?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Бенцион Зильбер
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Рав Реувен Пятигорский
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону