Темы: Успех, Душа, Изучение Торы, Страх, Самосовершенствование, Самоконтроль, Самообладание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, как перестать суетиться в жизни, научиться контролировать момент и быть спокойным и уравновешенным? Спасибо. N.
Здравствуйте, уважаемый N.,
Ваш вопрос очень важный и актуален для большинства людей, живущих в этом мире.
У наших мудрецов есть такое понятие — «мэнухат а-нэфеш», спокойствие души. Наши учителя в предыдущих поколениях считали очень важным выработать это качество. Тот, кто обладает им, поступает взвешенно, обдумывая все поступки. Такой человек не так быстро согрешит, т. к. корень греха — это быстрое необдуманное действие.
То, что побуждает нас вести себя поспешно, «суетливо», реагировать, не вникая в суть, — это страх, что мы можем чего-то не успеть, если будем долго думать, задержимся. Опасение, что можем пропустить момент, «прохлопать» свою удачу. Нас волнует именно результат.
Если мы не достигаем своей цели, то нам кажется: всё, что мы делали ради этого, было зря. В этом вообще-то и заключается наша ошибка. Очень важно знать: Всевышнему неважен результат — достигнем мы чего-либо или нет. Не для этого Он создал нас. Всевышнему важно наше старание, наши попытки достичь того, что угодно Ему. Б-гу нужно наше стремление, наша воля. А достигнем мы этого или нет — уже не в наших руках и не совсем зависит от нас.
В молитве, которую произносим после учёбы, мы благодарим Всевышнего за то, что учим Тору и получаем награду в отличие от тех, кто Тору не учит.
Хафец Хаим[i] спрашивают: ведь люди, которые занимаются чем-то другим, не изучением Торы, тоже получают вознаграждение за свой труд; почему же тогда в молитве мы говорим, что именно за труд над Торой полагается награда? И отвечает: конечно, все получают своё вознаграждение, но, например столяр получает плату не за труд, а за результат. Если ему пришлось работать над столом много времени и переделывать его несколько раз, никто не заплатит ему больше, чем полагается за стол. В отличие от него тот, кто учит Тору, выкладываясь полностью и не жалея себя, даже если в итоге не поймёт ничего, всё равно получит награду!
И так обстоит дело во всех областях служения Всевышнему: главное — идти правильным путём, искренне стараясь выполнять Его волю. Конечно, следует правильно ставить себе цели, чтобы двигаться в нужном направлении, но конечный результат не столь важен.
Желаю Вам обрести это важное качество, хотя, конечно, это не просто. Но, как говорят, «игра стоит свеч». Чем больше будет спокойствия на душе, тем лучше станет наша жизнь.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Украина, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения. Автор трудов по совершенству речи — кодекса «Хафец Хаим» и книги по еврейской этике «Шмират а-Лашон».
Рав Берл Набутовский
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Хана Лернер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Гитель Итахова
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону