Темы: Предназначение, Заповеди, Изучение Торы, Здоровье, Спорт, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Я хочу начать заниматься спортом, но очень часто не тренируюсь, так как мне лень. Что говорят Тора и еврейские мудрецы про победу над ленью и про занятия спортом? И есть ли какие-то заповеди или обычаи на этот счет? Лев
Здравствуйте, Лев!
Из вопроса не совсем понятно, о каком спорте идет речь. Вы спрашиваете о поддержании здорового жизненного тонуса — о чем-то вроде зарядки и ежедневной пробежки? Или же вопрос о целевых тренировках на достижение результата в конкретном виде спорта?
Если первое, то иудаизм смотрит на это позитивно. Всевышний дал человеку тело как дорогой инструмент служения Ему, Благословенному. Естественно, мы должны заботиться о сохранности и исправности «инструмента». Физическая нагрузка телу нужна.
Если же вопрос о втором, то здесь для еврея[1] всё не так однозначно. В Торе нет запрета быть футболистом или боксером, но сказать, что это — то, ради чего еврей создан, тоже сложно. Постараемся объяснить.
Для чего мы здесь? Тора обращается к нашему народу (Дварим 10:12): «А теперь, Исраэль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего, чтобы следовать всем путям Его и чтобы любить Его, и чтобы служить Господу, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоею».
Т.е. основное стремление еврея должно быть к ценностям духовным. Наша задача — искать те пути, что сближают нас с Всевышним. Это соблюдение заповедей, изучение Торы и развитие в себе правильных качеств характера. Или, иными словами, основная работа еврея — духовная.
Приобрести профессию и зарабатывать семье на жизнь — это тоже часть нашей духовности. Во-первых, как известно, «если нет муки — нет Торы» (Авот 3:17). Во-вторых, это важно — реализовывать свои способности, приносить пользу другим. Это составляющая духовного роста. Иудаизм не имеет ничего против того, чтобы человек работал.
Но профессиональный спорт — это не только профессия. Это целый мир со своей культурой и идеологией. Даже если спорт и не направлен открыто против духовности, всё же он создает ей некую альтернативу. Он сконцентрирован на материи. Какая центральная идея в спорте? Сила и мастерство человеческого тела. Понятия души, вечной жизни после смерти, награды Будущего мира — в спорте напрочь отсутствуют, просто лишние.
Теоретически можно представить еврея-спортсмена, который искренне исполняет волю Всевышнего, для которого спорт — не мировоззрение, а только реализация таланта и заработок. Но на практике это представляется маловероятным. Особенно если учесть большие проблемы с соблюдением субботы (переезды и соревнования по выходным) и другие «нестыковки», которые обязательно будут возникать здесь и там. Уж очень еврейский образ жизни отличается от быта спортсмена.
И еще более важный момент: никак нельзя пренебрегать влиянием нерелигиозного или антирелигиозного окружения спортсмена. Кто может гарантировать, что молодой парень сохранит свои религиозные чувства, когда товарищи по команде относятся к ним с презрением? И даже если у него самого есть силы противостоять взглядам спортивной общественности, сможет ли он вырастить такими своих детей? А ведь об этом мы должны заботиться в первую очередь[2].
Подведем итог: зарядка, пробежка, бассейн, даже «качалка» или футбол с друзьями, когда занимаемся по принципу «в здоровом теле — здоровый дух», не перегибая, — это хорошо. Но когда спорт превращается в самоцель, соревнование на результат, тут еврею надо быть очень осторожным.
Вы спрашивали также о лени. Тут я в некоторой растерянности. Что сказать? То, что лень — это порок, понятно всем, подтверждения из Торы кажутся лишними. А как с ней бороться, это, пожалуй, больше вопрос к коучам, CBT (когнитивно-поведенческой терапии) и т.п. Сегодня это модно: на всеразличных тренингах учиться, как поднять мотивацию, поверить в себя и достичь результата. Насколько помогает, не знаю. Пробуйте, ищите и не забывайте просить Всевышнего о помощи.
Разве что один момент из личного опыта: мне помогает (иногда) ставить себя в ситуацию, которая обязывает работать. Если возьмем, к примеру, ту самую ежедневную пробежку. Самому себя — не заставить. А если договориться с другом? Уже легче, ведь чтобы пропустить, надо позвонить, найти оправдание, неловко… А можно пойти работать разносчиком флаеров, когда зарплата напрямую зависит от нашей быстроты. Деньги могут служить сильным стимулом. И т.д. Надеюсь, что идея понятна.
Успехов!
С уважением, Нохум Желязник
[1] Написал именно «для еврея», поскольку для нееврея в большинстве случаев ничего предосудительного здесь нет: человек реализует свой талант, приносит пользу другим. Как правило, спортсмену ничего не мешает быть хорошим семьянином и приличным человеком. Возможно, спорт даже помогает в этом.
[2] В наших кругах не принято отдавать детей в спортивные секции, такие, как футбол, единоборства и пр., носящие характер соревнований. Но поощряются простые занятия с тренером, что-то вроде зарядки-физкультуры. Всё из-за того, что спорт не заканчивается физической нагрузкой. Это целая культура, влияние которой может помешать детям идти путем Торы.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону