Темы: Испытание, Исправление, Награда и наказание, Машиах, Душа, Прощение, Вера, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, я ходил в еврейский детский сад, в еврейскую школу. И никогда не ставил под вопрос существование Б-га. Но в последний год я отдалился от веры, потому что не могу дать себе ответ на один вопрос и не могу его кому-то задать, так как нельзя ставить под сомнения существование Всевышнего. Вот этот вопрос: зачем всесильному Б-гу создавать людей, и если они Ему не молятся, делать им плохо? Получается, Б-г — это нарциссический «чувак», который создаёт людей, чтобы те ему молились, а если человек ему не молится, уничтожает его? Благодарю за ответ. Иван
Здравствуйте, Иван!
Спасибо за Ваш вопрос!
Не могу понять, на основании чего сделан вывод, что Б-г уничтожает тех, кто Ему не молится. Подавляющая часть человечества Ему, Благословенному, не молится — и ничего, живет себе. Многие очень даже неплохо живут, получше, чем мы с Вами. Нередко можно наблюдать обратную картину: праведники страдают больше чем грешники.
Возможно, Вы говорите об уничтожении душ тех, кто «не молится», в Будущем мире. Но и это неверно. Наша Традиция учит, что Б-г милостив и прощает грехи. Иногда ради прощения душе требуется проделать большую работу: пройти через страдания Геинома или исправлять содеянное в следующем перевоплощении, но, тем не менее, душа не пропадает. После исправления и очищения душа наследует Вечное Благо Будущего мира.
По-видимому, Вам, как и многим другим, не дает покоя большое количество зла в мире. Действительно, иногда такое видишь, что приходит мысль: «будь я Б-гом, такого бы не допустил…»
Всевышний, по Своей мудрости, создал мир именно таким, как мы его и видим: со всем злом и несправедливостью. Он, Благословенный, как бы исключил Себя из мироздания, предоставив человеку полную свободу. Твори, что хочешь! Ломай, разрушай, грабь и убивай!
Свобода действий человека совсем не означает, что Б-г не вмешивается. Наоборот, Он — и не кто иной — стоит за самыми страшными бедами: войны, катаклизмы, эпидемии и т. д. Как бы странно это ни звучало, всё это — дело Его рук. Всё это необходимо, чтобы привести мир к окончательному исправлению: победе добра над злом и раскрытию Единства Всевышнего в мире.
Конечно, Самому Всевышнему это не нужно. Для Него вообще нет понятия «Мне нужно», ведь Он, Благословенный, — Начало всего, без какого-либо недостатка или «нехватки». Всеобъемлющий и Бесконечный. Раскрытие Единства Творца через победу над злом необходимо как награда для праведников, которые так ждут этого.
Тот, кто смог сохранить веру, несмотря на всё зло вокруг, удостоится жить (после воскрешения из мертвых) в исправленном мире. Наша с вами задача — увидеть милосердную руку Отца, даже когда Он наказывает Своих детей. Не сдаться злу, не опуститься.
Возможно, именно в этом и состоит духовная миссия последних поколений перед приходом Машиаха.
Кстати, это одна из основных идей Пурима: само зло оказывается ступенькой к будущему спасению. Если бы не злодей Аман, у нас не было бы этого замечательного праздника. Помните? Кто посоветовал царю Ахашверошу провести «парад невест»? Мемухан, он же — Аман! Так Эстер восходит на трон, чтобы в будущем (через пять лет!) разрушить замыслы Амана.
Когда придет Машиах, мы увидим, для чего нужны были все беды и страдания. Как наши личные, так и общечеловеческие. И увидим, как зло уничтожит само себя. А пока — мы во тьме. Ничего не остается, кроме как укрепляться в вере: всё, что Всевышний делает, — к лучшему! И не сдаваться, продолжать делать добро и искать свет.
С уважением, Нохум Желязник
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону