Темы: Исправление, Страдания, Машиах, Разрушение Храма, Радость, Рут, Еврейская история, Сокрытие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно узнал, что 4 июля 1776 года, когда была провозглашена независимость Америки, по еврейскому календарю было 17 Тамуза. Как известно, это трагический день для еврейского народа. Значит ли это, что от Америки будет исходить негативное влияние? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, 17 Тамуза является трагическим днем для еврейского народа.
На протяжении еврейской истории в этот день происходили различные страшные события: Моше Рабейну, увидев, что евреи создали золотого тельца, разбил Скрижали Завета; во время осады Иерусалима в эпоху Второго Храма была проломлена городская стена; во время осады перед разрушением Первого Храма в этот день прекратилось ежедневное жертвоприношение «тамид»; Апостомос, наместник царя Антиоха, сжёг свиток Торы; в Храме была поставлена статуя идола.
Позже в этот день был установлен общественный пост в память о разрушении Храма. Понятно, что это время переосмыслить свои поступки. Обдумать действия, которые привели к этим трагедиям, и извлечь для себя соответствующие уроки.
Однако означает ли это, что всё, что происходит в этот день, имеет негативную окраску (как Вы предположили насчет независимости Америки)? А что, если человек родился в этот день? Это значит, что он будет неудачником или, хуже того, станет причиной трагедий? У нас, например, одна из дочерей родилась 17 Тамуза, что же, нужно теперь беспокоиться за ее судьбу?
Согласно еврейской Традиции, всё на свете имеет определенный потенциал. А человек благодаря свободе выбора, дарованной ему Всевышним, может реализовать этот потенциал к добру или, не дай Б-г, наоборот. Так Рамбам[i] (Законы Раскаяния, гл. 5) пишет, что человек не рождается ни праведником, ни грешником, он сам выбирает, по какому пути пойти.
Это же верно и в отношении времени. Отметим, что чем больше потенциал, тем значительнее и его проявление. До сих пор мы видели, что потенциал 17 Тамуза проявлялся негативно.
Однако мы знаем, что у этого дня есть и положительный потенциал. Так, например, согласно еврейской Традиции, 17 Тамуза Боаз женился на Рут, а, как известно, одним из их потомков был царь Давид. Позже из этого рода выйдет и сам Машиах. Более того, Машиах должен родиться 9 Ава — также трагический день в еврейской истории.
В этой связи Талмуд (Бава Батра 14 б) говорит, что книга Рут — начало Писаний. Талмуд объясняет, что книга Йова не подходит для этого, хотя и была написана раньше, поскольку речь в ней идет о страданиях, а со страданий начинать нехорошо. Книга Рут тоже начинается со страданий, но в итоге эти страдания привели к добру — рождению Давида. Т.е. иногда великий положительный потенциал бывает специально скрыт под «негативной» оболочкой — и нужно приложить усилия, чтобы избавиться от этой оболочки.
Так и день 17 Тамуза сам по себе не несет ничего негативного. А во всём, что происходило в этот день (хотя до сих пор это были трагические события), заложен потенциал развиться в конечном счете во что-то положительное — такого же масштаба и даже больше.
Говорят пророки Захария (8:19): «Так сказал Господь Цваот: пост четвертого (месяца 17 Тамуза) и пост пятого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите» и Ирмияу (31:12): «Тогда возвеселится дева в хороводе, юноши и старцы — вместе; и превращу Я скорбь их в веселье, и утешу Я их, и порадую Я их после горести их».
Так что многое в наших руках!
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону