Темы: Мысли, Йецер а-ра, Испытание, Награда и наказание, Свобода выбора, Самосовершенствование, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Наказывает ли нас Всевышний за нехорошие мысли, которые приходят к нам случайно? Если начинаем представлять? Как к этому относиться? Должны ли мы делать Тшуву (раскаиваться) каждый раз? Спасибо! N.
Здравствуйте, N.!
Представляется, что ответ на Ваш вопрос содержится в комментарии рава Шимшона-Рефаэля Гирша[i] на Пятикнижие (Берешит 6:5). Он объясняет, чем является пресловутый йецер а-ра — «дурное начало»: это на самом деле не какая-то отдельная сила, влияющая на человека. Нет, слово йецер означает «продукт» (от корня йуд-цади-рэйш, смысл которого — «создавать», «производить») мыслей человека — то, что приходит ему на ум. Хорошие идеи или плохие, в зависимости от качеств характера самого человека. После чего у него остается свобода выбора: последовать пришедшей в голову идее или отвергнуть ее.
Если так, нехорошие мысли, которые приходят к нам в голову, — это и есть йецер а-ра! Оно самое. А значит, за само его появление мы наказание не получаем. Оно и логично: мысли ведь могут приходить «сами», не спрашивая нас, неужели всё равно нас накажут за них?
Нет, за само их появление не накажут, об этом можем не беспокоиться. Но можем и должны беспокоиться о следующем этапе — нашей реакции на их возникновение. Ведь вся суть и цель «встречи» с йецер а-ра — испытание для нас. Пришла в голову нехорошая мысль — что с ней сделаем? Решим, что круто, и последуем за ней — значит, поддались соблазну и сделали неправильный выбор, а за это уже действительно будет наказание, если не раскаемся. Или скажем (подумаем): нет, как можно! — и отвергнем. Это значит, выдержали испытание и, наоборот, получим награду.
Другое дело, что всё-таки сам факт возникновения той или иной мысли свидетельствует о характере человека и его духовном уровне. Ведь даже если кто-то, например, нас жутко раздражает или стоит на нашем пути к успеху, большинству из нас не придет в голову: «Надо бы его убить». А если кому-то такая мысль пришла, значит, даже если человек не осуществит ее, всё равно он потенциальный убийца. Сейчас воздержался — хорошо, сделал правильный выбор, получил награду. А если в следующий раз не воздержится? Слишком важна ему будет цель, на пути к достижению которой стоит этот человек, или уж слишком тот его будет раздражать. Это как злая собака на цепи: а если сорвется?
Таким образом, даже если за сами мысли не полагается наказания, это еще не значит, что можно ни о чем не волноваться. Формального раскаяния, может быть, не требуется, но определенно не помешает призадуматься о своем духовном уровне и поработать над собой.
Об этом говорит рав Деслер[ii]: чем выше уровень человека, тем выше его «точка выбора». Для «среднего» человека вопрос, убить кого-то или нет, ниже его «точки выбора»: тут выбирать нечего, даже мыслей таких нет. А что-то может быть и выше его «точки выбора», например, никогда ни на кого не повышать голоса, даже если очень раздражен. И понятно, что каждому надо работать над повышением своего уровня, чтобы в результате его «точка выбора» поднималась выше и выше и всё большее число неверных решений оставались ниже ее. Хотя в результате ему не будет полагаться награда за воздержание от убийства, поскольку это не будет стоить ему никаких усилий, он получит награду за само повышение уровня и «точки выбора».
Это особенно верно именно в отношении заповедей типа мишпатим — доступных человеческому разуму, типичным примером которых как раз является запрет убийства.
Раши[iii] (Ваикра 20:26) приводит слова мудрецов: не надо говорить: «Мне противна свинина! Не хочу надевать шаатнез (одежду из смеси шерсти и льна)!» Лучше сказать: «Хочу, но что могу поделать, Творец мне запретил!»
Однако Рамбам[iv] (Шмона Праким 8) объясняет, что так следует относиться только к хуким — заповедям, смысл которых нам естественным образом не понятен. Поэтому их надо исполнять как царский указ — и даже подчеркивать это: мол, сам бы я так не сделал, но делаю ради Царя.
Но с заповедями, постижимыми разумом, всё иначе. Если кто-то скажет: «Хочу убить этого человека, но что поделать, Б-г мне запретил!», то он, как сказано, вовсе не великий праведник. А, скорее, потенциальный убийца, злая собака, которую удерживает только «цепь». Нет, суть запрета убийства — не только не убивать, но и стать человеком, для которого убийство немыслимо. Работать над собой и, если надо, изменять свой характер, развивать любовь к людям. И цель таких заповедей — не просто добиться от нас каких-то действий или воздержания от каких-то действий, а улучшить наш характер, сделать нас хорошими людьми.
Таким образом, если, не дай Б-г, нам в голову придет мысль о действии, неприемлемом для хорошего человека, нужно не столько каяться, сколько всерьез задуматься о том, кто мы такие и кем хотим быть, и постараться развить в себе соответствующие качества. Постараться достичь уровня, на котором и мыслей таких у нас не будет.
В то же время надо понимать и правильно оценивать свои силы, и не слишком убиваться и впадать в отчаяние, если возникает впечатление, что нехороших мыслей слишком много. Мы не ангелы, а люди, мысли к нам приходят — и не всегда самые благие. И если мысль уже пришла, то прошлого не изменишь, и главное — не то, что нам пришло в голову, а — как мы на это отреагируем. Это в наших руках.
Да, уровень важно поднимать, но это, как при любом процессе роста, достигается тренировкой, упражнениями и потому обычно занимает не один день. Так что главное — не где мы сейчас находимся, а куда идем. Пусть каждый раз только один шаг, но в правильном направлении — «собирай по ягодке».
И в этом пожелаем нам всем успеха.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Шимшон-Рафаэль Гирш (5568-5649 / 1808-1888) — выдающийся комментатор Писания, один из духовных лидеров евреев Европы. Знаменитый противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма.
[ii] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954, Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар.
[iii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[iv] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Меир Мучник
И зачем в это время поворачивать голову справа налево?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Куклин,
из цикла «Книга Мишлей»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону