Темы: Грех, Душа, Похороны, Суд, Уважение, Смерть, Жизнь, Ответственность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Вопрос: Важно ли умершему знать, есть ли уход за его могилой? N.
Здравствуйте, N.!
Что именно испытывает человек после смерти, что он знает и не знает, что ему важно или не важно, мы с точностью ответить не можем. Ибо еще никто из умерших не вернулся и не рассказал, что именно там с ним было.
Однако можем сказать, что, согласно Торе, могилы важно беречь и что осквернение их или просто тела умершего причиняет душе умершего боль.
Фундаментально вопрос о покойниках и кладбищах понятен: с одной стороны, мы вроде бы говорим, что главное в нас — душа. Тело — всего лишь ее оболочка в этом физическом мире, как «скафандр». Тело смертно, но душа вечна. Значит, «я» — это моя душа. Но, с другой стороны, сказано, что душу у нас заберут или что «отдадим» ее.
Мертвый человек — это «он сам» или только «его тело», а сам он уже «ушел»? А ведь мы пользуемся обоими понятиями, хотя они, вроде бы, противоречат друг другу. Хороним «человека», отдаем «ему» последние почести, бережно обращаясь с телом. Значит, это тело — «он»?
Ведь если «он» — уже ушедшая душа, то тело — всего лишь оставшийся после него «скафандр», неодушевленный предмет, и какой смысл во всех этих церемониях, похоронах, надгробиях и бережном к ним отношении? Зачем так стараться забирать тела павших солдат с поля боя, а то и из рук противника, часто в обмен на пленных? А ведь Израиль нередко в обмен на тело одного солдата освобождает многих террористов. (Почему один мертвый еврей «стоит» множества живых палестинских террористов — вопрос к ним).
Позвольте привести мидраш (Ваикра Рабба 4:5), который, в свою очередь, приводит притчу:
Два инвалида, удостоившиеся сторожить царский сад, надумали злоупотребить служебным положением и полакомиться плодами. Но один был слепой, а другой хромой. Что они сделали? Хромой сел на плечи слепого — и они так смогли дойти до деревьев и сорвать плоды. Когда царь пожелал знать, кто нарушитель, каждый доказывал, что он не мог совершить нарушения: я же хромой, как бы дошел? Я же слепой, как бы увидел деревья и плоды? Но царь не страдал слабоумием, он велел хромому влезть на плечи слепого и сказал: вот как вы это сделали вместе! И так, вместе, я вас и буду судить.
Вот и тело с душой так. Душа говорит: это тело грешило, а не я — ведь, отделившись после смерти, я сама по себе чистая, витаю в Небесах! А тело говорит: это душа грешила, а не я — ведь без нее я валяюсь на земле, как камень! Что сделает Б-г? Вновь соединит их и так, вместе, будет судить.
Получается, что человек — действительно сложное существо и состоит из обоих этих компонентов, тела и души! Каждый из них имеет свою «субъектность», но только вместе они составляют «человека». Который может выполнять или нарушать заповеди, и за это «его» будут судить — в этом же состоянии совмещения тела и души.
Но в то же время очевидно, что душа и тело имеют каждый свою «субъектность» и по отдельности. Только не как совершенно отдельные и независимые друг от друга субъекты, а как «представители» одной субъектности — того самого человека. Поэтому с душой что-то происходит после смерти на Небесах — в результате того, что «она сделала» при жизни, а телу «отдают последние почести» и хоронят как «его», того самого человека.
Как могут они оба по отдельности быть «тем человеком»? При жизни, пока мы являемся их совмещением, нам этого, похоже, не дано понять — и не надо. Сейчас нам надо воспринимать себя именно как просто «человека», у которого есть и тело, и душа. А чем будет потом каждый из этих компонентов и что будет ощущать — тогда и ощутит.
Единственное что: можно привести такой пример: у страны два соправителя, «тандем». Или, скажем, президент и вице-президент. Или вместо последнего просто член высшего руководства, который принимает участие в решениях. Первый едет в один город, второй — в другой, и каждого встречают как представителя «власти» (или всей той страны, если город за границей) и чествуют или, наоборот, спрашивают с него, задают вопросы, почему его страна поступила так-то и так-то. Получается, каждый по отдельности представляет власть, которая «состоит» из них обоих.
Здесь понимаем, что каждый, хотя и сам по себе субъект, одновременно является частью одного общего субъекта — «власти». Как может она быть субъектом, не будучи на практике одним лицом? Вроде бы, не совсем понятно, но на практике люди вполне спокойно говорят о «власти» как о субъекте, так ее воспринимая. Вот и человек — это «власть» над собой, в смысле ответственности. И за всё, что делают все «представители власти», все, на ком лежит ответственность за него, спросят с «него».
Впрочем, то, что тело покойного — это «он сам», вполне по-простому воспринимается теми, кто продолжает жить.. Это чувство Б-г нам дал, чтобы бережно отнеслись к его телу и с почестями похоронили.
Поэтому мы должны считать — и естественным образом ощущаем, — что умершему это важно. И действовать соответственно.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Куклин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Берл Набутовский
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Моше Пантелят
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону