Темы: Ненависть, Цель творения, Душа, РАМХАЛЬ, Заповеди, Почитание родителей, Хесед, Стыд, Упрек
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, вынуждена обратиться к вам с таким вопросом. У нас с сестрой дома у каждой есть свои домашние обязанности, о которых мы договорились с мамой. Я подметаю и мою пол, а сестра должна мыть посуду.
Проблема в том, что сестра часто задерживается с мытьем посуды, и когда мама возвращается с работы и видит грязную посуду, она очень расстраивается. Поэтому я иногда, чтобы пожалеть маму, просто мою посуду за сестру, но тогда я чувствую, что очень сержусь на сестру и даже начинаю ее ненавидеть. С другой стороны, мне очень не хочется расстраивать маму. Что вы посоветуете? Ривка
Уважаемая Ривка,
Большое спасибо, что обратились к нам. Из Вашего письма видно, что у Вас очень доброе и благородное сердце. Вы не готовы расстраивать маму, даже если в результате Вам приходится выполнять дополнительную работу.
Прежде всего, следует отметить: определенно Вы не обязаны выполнять работу за сестру. Каждая должна выполнять те обязанности, которые определила вам мама. С другой стороны, невозможно оценить награду, которая ожидает Вас за тот хесед (милосердие), что Вы проявляете по отношению к маме, и за такое исполнение заповеди почитания родителей.
Предполагаю также, что Вы уже пробовали говорить с сестрой о сложившийся ситуации. Если Вам не удалось «достучаться» до нее и она не прислушалась к Вашей просьбе тщательнее относиться к своим обязанностям, Вы не обязаны больше делать ей замечания. Тем более, если ваши с сестрой отношения от этого ухудшаются. Ведь заповедь увещевания существует только тогда, когда другая сторона готова эти увещевания услышать.
Вы пишете, что когда моете посуду за сестру, то злитесь и начинаете ее ненавидеть — и не можете избавиться от этих чувств. Тогда, возможно, стоит еще раз взвесить, стоит ли Вам выполнять за нее эту работу. Проблема в следующем: те негативные чувства, которые Вы испытываете при этом, могут быть связаны с нарушением некоторых запретов и, вполне вероятно, что это может перевесить заслугу Вашего хеседа по отношению к маме.
Если же всё-таки Вы захотите продолжать таким образом помогать маме, то важно постараться сосредоточиться на том, какое больше дело Вы делаете, как помогаете ей. И, возможно, мысль об этом, поможет Вам избежать проблематичных эмоций.
Чтобы лучше понять это, давайте обратимся к словам Рамхаля[i], который в своих трудах в нескольких местах определяет цель Творения так: Всевышний хочет дать благо Своим творениям. Зачем же тогда нужно было создавать этот мир? Почему Всевышний сразу не поместил человека в мир Будущий, где он бы сразу получил это Б-жественное благо — свою награду?
Ответ на этот вопрос такой: человеческая душа стыдится и испытывает дискомфорт, если получает то, что не заработала... Ради того, чтобы она могла, не стыдясь, принять награду, и был создан этот мир. Здесь человек может своим трудом, выполняя заповеди, заработать эту награду и спокойно наслаждаться ею в Будущем мире.
Но тогда возникает еще один вопрос: почему же Всевышний, Чьи возможности безграничны, изначально не создал человеческую душу так, чтобы она не ощущала стыда, принимая незаслуженную награду? Тогда ее можно было бы сразу поместить в Будущий мир, не было бы необходимости проводить душу через этот мир, полный различных испытаний и искушений.
Дело в том, что человек был создан по образу и подобию Творца. Кроме прочего это означает, что человек наделен качествами, подобными качествам Творца. На протяжении жизни в этом мире у нас есть возможность совершенствовать и оттачивать эти качества. Человек не мог быть создан только потребителем, который наслаждается незаслуженной наградой, поскольку в таком случае он не был бы подобен Творцу, Дающему благо.
Таким образом, каждый раз, когда мы выбираем «отдать», а не «взять», мы уподобляемся Творцу. Чем больше мы совершенствуемся в «отдаче», тем больше уподобляемся Ему. Тем более — если даем благо тому, кто не всегда заслуживает и ценит это. Ведь Всевышний также зачастую продолжает хранить нас и делать нам добро, даже когда мы этого не заслуживаем.
Получается, что по еврейскому закону Вы не обязаны помогать сестре. Если же Вы продолжаете помогать, но неприязнь и злость к сестре от этого увеличивается, то, вероятнее всего, лучше взять паузу и воздержаться от такой помощи.
Если же Вы всё-таки захотите пересилить себя и попытаться отказаться от негативных эмоций, стараясь сконцентрироваться на своем хеседе в отношении мамы, на помощи ей и на мысли о том, что так Вы уподобляетесь Творцу, то, безусловно, Всевышний увидит и оценит Ваши усилия.
В любом случае этого должно быть Ваше личное решение.
Удачи Вам.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. Его книг «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Эльяким Залкинд
Слова Каина противоречат догматам иудаизма?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Рав Овадья Климовский
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли иудаизм проводить свою сугубо культурную и духовную линию, отстраняясь от политики? Биньямин Нетаньяху пытается сыграть на религиозных чувствах в своих интересах? Религия — это нечто духовное, отрешенное от ми
Рав Бенцион Зильбер
Как нам, евреям, относиться к такому явлению?..