Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Время, Женщина, Молитва, Организация быта, Материнство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно у нас родилась новая малышка. Это для нас большая радость. Я сейчас в декретном отпуске. Малышка немного капризная и требует много внимания. Обычно всегда старалась молиться и сейчас продолжаю, хотя это гораздо сложнее. Хотела бы спросить: если вдруг малышка заплачет во время молитвы Шмонэ Эсрэ, что можно сделать, чтобы ее успокоить? Спасибо, Адаса
Уважаемая Адаса,
Большое спасибо, что обратились к нам. Вопрос, который Вы задаете, актуален для многих женщин, поэтому давайте попробуем вкратце разобрать его.
Очень хорошо, что Вы стараетесь ежедневно молиться, поскольку, по мнению большинства галахических авторитетов, женщина обязана молиться, хотя обычно она освобождается от заповедей, связанных с определенным временем (Мишна Брура[i] 106:4). О том, какие части молитва женщина должна читать, уже говорилось у нас на сайте.
Более того, известно, что зачастую молитва мамы помогает ребенку и влияет на него не меньше, чем забота о его физических нуждах. Кроме того, когда дети видят и знают, что мама уделяет время молитве и приучаются не мешать ей в это время, в доме складывается особая духовная атмосфера.
Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу. Читая Шмонэ Эсрэ, человек стоит перед Творцом и разговаривает с Ним, поэтому во время этой молитвы нельзя прерываться — кроме крайних случаев, когда ребенку, не дай, Б-г угрожает опасность.
Поэтому нужно заранее запланировать и выбрать время, когда ребенок точно не будет мешать, например, когда он поел и спит. Каждая мама знает своего ребенка и сама может определить, когда есть больше шансов беспрепятственно помолиться.
Если же всё-таки ребенок проснулся во время молитвы и заплакал (или речь идет о более взрослом ребенке, который вдруг решил, что в этот момент ему необходима мама), то:
— разрешено делать какие-то движения руками, например, приложить палец к губам, не сходя с места и молча, чтобы успокоить ребенка или показать ему, что мама сейчас занята и нельзя ей мешать (Мишна Брура 104:1). Также, если ребенок находится рядом, можно дать ему соску;
— если это не помогает, можно произвести какие-то звуки, например, «тшшш…», чтобы успокоить ребенка, но нельзя прерываться на разговор (Махзик Браха[ii], Каф а-Хаим[iii] 104:3);
— если и это не помогает, разрешено подойти к ребенку и дать ему соску или игрушку. Если речь идет о более взрослом ребенке, можно перейти на другое место и молиться там, где он не будет мешать (Мишна Брура 104:1).
— изначально запрещено молиться, держа ребенка на руках (Шулхан Арух[iv] 96:1, Мишна Брура 96:4), поскольку это мешает человеку сосредоточиться на молитве, отвлекает его. Однако если все упомянутые способы были использованы и осталась единственная возможность успокоить ребенка — взять его на руки, то разрешено это сделать и продолжать молиться: ведь иначе будет вообще невозможно сосредоточиться на молитве.
Если женщина видит, что в этот день у неё всё-таки у нее не получается выделить время на молитву, она может коротко помолиться своими словами (Маген Авраам[v] 106:2).
Пусть Всевышний примет Ваши молитвы и поможет Вам вырастить детей достойными евреями.
С уважением, Яков Шуб
[i] Мишна Брура — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.
[ii] Махзик Браха — комментарий на Шулхан Арух (раздел Орах Хаим и часть раздела Йорэ Дэа), составленный раби Хаимом-Йосефом-Давидом бар-Ицхак-Зрахья Азулаем (рабейну Хида; 5484-5541 / 1724-1806, Земля Израиля, Италия) — выдающимся законоучителем, каббалистом и историком еврейской мысли.
[iii] Раби Яаков-Хаим Софер (Каф а-Хаим; 5627-5699 /1867-1939, Багдад, Иерусалим) — выдающийся законоучитель и каббалист.
[iv] Шулхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.
[v] Раби Авраам-Авли а-Леви Гомбинер (Маген Авраам; ок. 5397-5443 / ок. 1637-1683, Польша) — выдающийся законоучитель, каббалист и комментатор Пятикнижия.
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Ита Минкина
Мирьям Климовская
Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?
Рав Бенцион Зильбер
Если у человека горе, значит, он виноват?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Мира Вайсбин
Не чувствую в себе сил исправить чужие мозги
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Эстер Оффенгенден
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону