Темы: Испытания, Исправление, Йосеф, Страдания, Тшува, Свобода выбора, Заповеди
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Раввин! Всю свою сознательную жизнь жил неправильно. Пил, курил, наркотики, связался в юности с плохой компанией, и весь этот мой путь вниз находится сейчас в своей кульминации: ожидаю приговора суда, срок должен быть долгим.
Только после этого я понял: что же натворил со своей жизнью! Начал соблюдать заповеди, молюсь каждый день, в общем, стараюсь исправиться. Но мысли о том, что я пропащий и уже ничего хорошего в жизни не ждет, меня не покидают.
Мои ровесники учатся, у кого-то уже бизнес, работа. Дети друзей родителей устроились в жизни, а что я? А я потратил 22 года впустую и боюсь к тому же — буду в тюрьме следующие лет 8. Получается, я не преуспел ни в чем, не добился... Я несостоявшийся человек.
Я боюсь того, что дальше всё будет хуже, как бы я ни старался. Мне больно оттого, что все вокруг чего-то уже добились, состоялись, а я иду на дно.
Скажите, как справиться с этими негативными мыслями, как найти в себе силы идти? Ведь по моим ощущениям я уже пропащий. Что мне делать в моей ситуации? N.
Здравствуйте, N.!
Несмотря на сложность ситуации, думаю, что слова «пропащий», «несостоявшийся» и т. п. Вам стоит исключить из лексикона. И поясню, почему.
В мире Торы есть понятие тшува. Это можно перевести как «возвращение», но на самом деле здесь более глубокое значение. В частности, это подразумевает, что у каждого человека есть силы и возможности исправить ошибки и начать жизнь «с нового листа» — независимо от возраста, эпохи и сложности положения.
Мы живем в мире, где Творец скрывает Себя ровно настолько, чтобы обеспечить Своим творениям свободу выбора. По этой причине людям свойственно заблуждаться. Однако если человек признает свои ошибки, решает для себя впредь их не повторять и отдаляется от нарушений, — он стирает свое тяжелое прошлое.
Наши мудрецы говорят, что тшува принимается, даже когда человек совершает ее в старости, прожив предыдущую жизнь неправильно. Тем более — когда тшуву совершают в молодости…
В нашей истории есть немало примеров, когда люди, поначалу очень далекие от совершенства, смогли не только совершить тшуву, но и полностью изменить свою жизнь. Раби Шимон бен-Лакиш в молодости был предводителем разбойничьей шайки, а стал одним из виднейших мудрецов Талмуда. Элазар бен-Дордая, проживший всю жизнь как грешник, совершил тшуву и удостоился титула «раби»… С древнейших времен до нашего времени есть бесконечное количество примеров тому, насколько в силах человека — буквально «родиться заново»!
При этом не надо смотреть на тех людей, которые, на Ваш взгляд, преуспели в жизни. У каждого — своя жизнь и своя точка выбора. Трудности закаляют, и в более дальней перспективе именно те, кто столкнулся с трудностями и нашел в себе силы изменить ситуацию, обретают не только большую стойкость, но и, в конце концов, достигают большего успеха.
Одна из основ нашего мировоззрения — человеку не посылают Свыше такие испытания, с которыми он не в силах справиться. Это значит, что и в Вашей ситуации многое в Ваших руках. Весь этот период в меру возможностей важно работать над укреплением веры, будь то книги, уроки или личное общение со знающим человеком.
В ближайших главах Торы речь пойдет об истории Йосефа. В семнадцать лет он был продан в египетское рабство, затем брошен в застенок на неограниченный срок. У него не было никакой поддержки извне и никакого представления о том, что его ждет, он находился в ужасном окружении... То, что после двенадцати лет заключения его освободили, тоже не было «само собой разумеющееся»… Однако он не только достойно прошел эти испытания, но и стал тем человеком, благодаря которому еврейский народ в дальнейшем смог перенести египетское изгнание.
Мой учитель рав Ицхак Зильбер, будучи в сталинских лагерях, в один из самых тяжелых для евреев России периодов продолжал жить по Торе и помогать морально другим заключенным. В те времена он не мог даже предполагать, что переживет коммунистический режим и оставит после себя тысячи учеников.
Очень важно подчеркнуть: для людей, которые совершают тшуву, есть особая помощь Творца — гораздо больше, чем человек может себе представить.
Понимаю, насколько Вам сейчас морально тяжело, но это не причина падать духом. Вы молоды, и в Ваших силах — с помощью Всевышнего совершить в своей жизни «революцию»!
Желаю Вам душевных и физических сил достойно перенести тяжелый период и построить крепкий фундамент для будущей счастливой и осмысленной жизни.
С уважением, Элияу Левин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Михаэль Солганик
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону