Темы: Исправление, Ад, Награда и наказание, Свобода выбора, Грех, Время, Рай, Смерть, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДалила, предавшая Самсона, попала в ад? Или не будет ей наказания, потому что она исполняла приговор Всевышнего над Самсоном? Николай
Шалом, Николай!
У каждого человека есть свобода выбора — каждый волен самостоятельно решать, как поступить, «хорошо или плохо». И поскольку человек обладает свободой выбора, он полностью отвечает за свои поступки: поступив правильно, заслуживает награду, поступив неправильно — наказание.
Впрочем, иногда наказание выражается в том, что человека лишают свободы воли. Иными словами, он так много грешил, что уже не может преодолеть инерцию греха и сам своими поступками толкает себя в ад. И, всё же, нужно помнить, что врата раскаяния никогда не закрываются и, пока человек жив, есть надежда. Как сказал царь Шломо (Мишлей 11:7): «Со смертью человека нечестивого пропадает надежда...» Но пока злодей не умер — всё еще можно исправить.
Поэтому так важно не подталкивать человека к опрометчивым шагам. Сколько бы он ни грешил, всегда остается возможность для исправления, но если под тяжестью совершенных преступлений он захочет расстаться с жизнью — тут уже ничего не поделаешь. И о Делиле тоже можно сказать, что никто не заставлял ее поступать подло с Шимшоном. И если она решила так поступить, ей полагается наказание — согласно тяжести совершенного преступления.
Более того, если бы человек лишился свободы выбора, не было бы никакого смысла в его существовании в этом мире — мире, вся цель которого в том, чтобы, выбирая добро и отвергая зло, мы заработали себе награду в мире Грядущем. Поэтому, потеряв свободу воли, человек тут же покидает этот мир: или, уничтожив в себе дурное начало, как пророк Элияу (Илия), поднимается на небо, или умирает в своем злодействе, без надежды на исправление.
Талмуд (Хагига 15 б) рассказывает о мудреце по имени Элиша бен-Абуя, который, войдя в Пардес (сад сокровенных тайн Торы), не выдержал глубины духовного постижения и начал отрицать основы веры. После этого его стали называть «Ахер» — Иной. Рассказывают, что однажды он услышал голос, который возгласил: «Вернитесь, непослушные дети! Все, кроме Иного». Из этих слов он понял, что на Небесах не будет принято его раскаяние. И, всё же, ему нужно было проявить упорство и не оставлять попыток вернуться к Б-гу, тогда и его раскаяние было бы принято.
Вы можете спросить — ведь Б-г знает будущее, следовательно, Он изначально знает, как я решу поступить — правильно или неправильно. Получается, мой выбор предопределен? Это вечный вопрос, на который нет однозначного ответа. Основная причина в том, что мы не можем полностью постичь Всевышнего, следовательно, не можем понять, что означает «Б-г знает». Нужно только понимать, что это Его знание никак не мешает нашей свободе воли. Определим это так: поскольку Б-г всемогущ, Он может сделать так, чтобы Его знание не противоречило нашей свободе воли.
Приведу Вам такой пример. Я никак не могу знать, что Вы собираетесь сделать в ближайшее время, но как только Вы это сделаете, я тут же об этом узнаю — и это никак не помешает Вашему выбору. Для человека существует прошлое, настоящее и будущее, но Всевышний не ограничен временными рамками. Он сотворил время, и Он не подчиняется ему, находясь одновременно и во всех временах. Поэтому Б-г видит, что человек сделает в будущем, уже сейчас, но это никак не мешает выбору человека в настоящем.
Вы можете возразить: всё же, мы видим, что люди рождаются разными. Есть люди по природе своей более склонные к добру, есть более склонные к злу. Да, это так, люди рождаются с разным духовным потенциалом, и, всё же, никто не диктует человеку, как поступить. Поэтому даже человек с давно сформировавшимся плохим характером способен преодолеть себя и измениться к лучшему.
Конечно же, Вам известна история о праведнике Ийове (Иове), на долю которого выпали немыслимые страдания. Талмуд (Бава Батра 16а) рассказывает, что как-то в пылу спора он с горечью заметил:
— Владыка мира! Ты сотворил быка — его копыта раздвоены, сотворил осла — его копыта сросшиеся, сотворил рай, сотворил ад, сотворил праведников, сотворил злодеев!
Ответили ему друзья:
«И (этими словами) уничтожаешь ты страх (пред Б-гом )» (Ийов 15:4), оправдывая злодеев и принижая праведников. Да, Б-г сотворил дурное начало, но Он сотворил для него Тору в качестве приправы!
Итак, изучая Тору и исполняя ее заповеди, человек способен не только обуздать свое дурное начало, но и исправить его, сделав из горького сладким.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Реувен Куклин
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону