Темы: Богатство, Иштадлут, Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Деньги, Судьба, Помощь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Раввин! Меня мучает следующий вопрос. Не может ли быть так, что, например, после смерти человека окажется: он при жизни должен был быть миллионером? И должен был помогать другим, но по своей вине недостаточно старался и в итоге жил в бедности?
Или того, что угодно Б-гу, не избежать? И тот, кто должен быть богатым, станет им, даже если будет лежать на диване целый день, а тот, кто должен быть бедным, будет бедным, даже если будет трудиться круглые сутки в поту на 10 работах? Благодарю! Дмитрий
Здравствуйте, Дмитрий!
Представляется достаточно очевидным, что много есть на свете людей, которые трудятся в поте лица, но при этом не становятся миллионерами, а то и вовсе с трудом выживают. Значит, не всё зависит от труда человека. Отсюда вечная проблема неравенства, давшая топливо левым идеологиям, от коммунизма до современного западного либерализма.
В то же время, если богатство не унаследовано, оно вряд ли свалится на человека откуда-то без труда. Сегодняшние богатейшие люди планеты сами построили свои бизнес-империи, а если бы только лежали на диване, не было бы у них тех миллиардов. И даже тот, кому повезло выиграть в лотерею, всё-таки потрудился купить билетик.
Значит, играет роль и труд человека, и решение Б-га. Об этом и говорят мудрецы: в конечном счете, всё действительно зависит от Его воли, но Он не даст человеку даже предназначенное для того благо, если человек прежде не приложит усилия (иштадлут). Или, как говорит пословица, без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Поэтому вполне может оказаться, что человек должен был стать миллионером, но не стал им, потому что недостаточно трудился. Однако само по себе отсутствие богатства этого не означает, поскольку, как сказано, даже если человек трудится, ему вовсе не обязательно суждено стать богатым.
Но ведь это, вроде бы, действительно несправедливо! Почему одни трудятся и им Б-г помогает разбогатеть, а другим, которые тоже трудятся, не помогает?
Потому что на самом деле богатство и способность помогать другим деньгами — это всего лишь одна из возможных ролей в жизни, и она не единственная. Если Б-г помог кому-то разбогатеть, это не значит, что Он его любит и балует больше других. Это значит лишь, что такую роль в жизни Он ему дал — помогать деньгами другим. И при этом вовсе не быть свободным от проблем и печалей — ведь богатые тоже плачут. (Или, по крайней мере, разводятся — значит, с любовью и семейной жизнью у некоторых явно не всё в порядке).
А другим людям Б-г дал иные роли — их в жизни много. Нужны врачи и полицейские, учителя и музыканты, и для этого Б-г дает людям разные способности — но и оплачиваются эти виды деятельности по-разному. Поэтому отсутствие богатства вовсе не обязательно означает, что человек приложил недостаточно усилий и был недобросовестен в выполнении своей роли. Да, если он не очень много зарабатывает, у него меньше возможностей помогать другим именно деньгами, но если при этом он врач или пожарный, вряд ли кто-то скажет, что он не помогает людям. И так — с любой деятельностью, от которой есть польза.
Другое дело, что в каждой сфере могут быть разные уровни успеха. Можно долго и упорно трудиться, но не стать великим музыкантом или ученым — либо потому, что всё-таки не все в одинаковой степени одарены, либо потому, что и здесь Б-г решает, кому какая достанется роль.
Таким образом, после смерти вполне может оказаться, что человек должен был при жизни стать кем-то — необязательно миллионером, возможно, и успешным профессионалом в той сфере, где заработки невелики, — но не стал им потому, что недостаточно трудился. Ведь если лежать целый день на диване, то никем не станешь. Не сделаешь ничего в жизни, а она дана нам именно для труда.
Более того, даже если каким-то образом человек стал миллионером, лежа на диване, — например, наследство привалило, — и даже если он этими деньгами кому-то помог, всё равно Б-г с него взыщет потому, что, лежа на диване, тот явно недостаточно трудился. Деньги-то дал, но это не заняло у него всё время, мог бы и еще что-то полезное сделать.
Например, если бы поленился Чайковский, Б-г бы его спросил: где твоя Шестая симфония? Даже если бы были другие пять — должен был и ее написать, она по-своему уникальна. И, разумеется, с человека, который мог бы больше постичь в Торе, тем более, если он мог написать об этом книги, спросят: где они?
Так что в этом плане главный вопрос, который должен нас беспокоить — не достаточно ли мы зарабатываем именно денег, а достаточно ли трудимся вообще. Деньги могут быть или не быть, но у каждого, определенно, есть свое предназначение, которое он должен выполнить, роль, которую он должен сыграть. И если окажется, что была роль, которую он не сыграл или сыграл не до конца, с него действительно спросят.
Поэтому постараемся раскрыть и задействовать в полной мере все способности, которыми наделил нас Б-г. Использовать все возможности, которые Он нам дал, каждую секунду, которая в нашем распоряжении, и принести миру как можно больше пользы.
В этом и желаю всем нам успеха.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Реувен Пятигорский
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
За то, что праведный Дама бен Нетина отказался извлечь прибыль из совершенного им доброго дела, в ту же ночь на Небесах было решено воздать ему другой наградой. По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Даниэль Шевелевич
Борух-Айзик Соловьев выбрал для себя нетипичную специальность. Он хотел стать не инженером, не врачом, не адвокатом... а циркачом. Полная событиями биография еврея, ставшего директором Московского цирка.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону