Темы: Свобода выбора, Правосудие, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНаткнулся недавно на криминальные сводки — и аж дрожь по телу прошла. Возник вопрос: как Б-г допускает такие ужасные вещи? Тимур
Здравствуйте, Тимур!
Моя мама, благословенной памяти, часто рассказывала, что в раннем детстве я был на редкость упрямым и капризным ребёнком. Однажды мне в руки попался какой-то потенциально опасный предмет. Мама попыталась отобрать его, но я не давался, а потом, играя, повредил им руку и от боли обиженно закричал: «Разве можно давать детям такие вещи!». Понял-таки, да только обвинил в этом не себя, а маму.
Творец подарил человеку почти полную свободу и право выбора. Он хочет, чтобы мы сознательно выбрали добро и то, что правильно. Более того, Он подробно изложил в Торе, полученной нами на Синае, как отличить добро от зла. Он предостерёг нас от дурных поступков, Он научил нас бороться со злом и показал как изменить нашу собственную природу к лучшему.
Нам невдомёк, что большинство несчастий и бед, кажущихся нам наказанием Свыше, на самом деле — прямое следствие пренебрежения этическими нормами Торы. Когда нам хорошо и спокойно, мы умиротворены и довольны, воспринимаем это как должное. Но стоит случиться неприятности, мы косо смотрим в Небеса и ворчим: «За что нам такое?»
И очень редко задумываемся о собственной ответственности за то, что происходит вокруг. Нам кажется, что живём в обособленном мире, где всегда виноват кто-то другой, а мы созданы лишь для того, чтобы судить и искать виновных где-то там, за горизонтом.
Когда мы слышим о безобразиях, творимых людьми, когда ужасаемся поступкам безумных тварей в образе людей, мы должны помнить, что эти люди преступили Законы Творца и общество вправе наказать их и пресечь зло.
Зло — это пренебрежение законами мироздания, дарованными Творцом, это чёрная неблагодарность по отношению к Создателю, Давшему нам свободу и радость действовать по собственному выбору.
Творец дал нам эффективные инструменты, чтобы победить зло. Он показал, от чего устраниться, а что мы обязаны делать. Если Вы еврей, у вас 248 видов активного оружия, уничтожающего зло, и 365 запретов, преграждающих ему путь. Если Вы нееврей, то таких инструментов у вас семь. Среди них шесть запретов и одно активное средство — судебная система. Как вы поняли, я говорю о заповедях Творца. У евреев их 613, а у сыновей Ноаха — 7.
Система ценностей, базирующаяся на заповедях Творца, — главное оружие против зла. Если общество здорово, если действует в рамках Б-жественной морали, не поощряет извращения, не приемлет жестокость, правильно воспитывает детей, если люди понимают важность основных Законов Творца, то и проблемы, которые нас коробят, снижают свой накал, а судебная система вполне справляется с исключениями, которые всегда будут.
Но если вседозволенность становится нормой и приоритетом, если распущенность и пренебрежение к этическим ценностям человечества, переданным в Торе, становится фетишем, если общество поощряет непозволительное, не ставит во главу угла соблюдение Законов Творца, — это общество само становится преступным. И тогда удивляться тому, что происходят страшные преступления, не приходится. И вопрос следует задать не Творцу, а Человеку, то есть — нам самим…
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Ефим Свирский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Барух Лехт
Рав Моше Пантелят
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону