Темы: Награда и наказание, Предназначение, Свобода выбора, Шхита, Убийство, Жизнь, Жестокость, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныБлагодарю вас за материалы, которые публикуются на этом сайте. Всегда с интересом с ними знакомлюсь. Пусть мой вопрос не покажется вам странным. Я просто натолкнулся на некое противоречие. Я ничего не утверждаю сейчас, но пытаюсь порассуждать здраво.
Вот смотрите. Творец евреям дал законы шхиты (кошерного убоя скота). Если есть намерение употребить мясо животного в пищу, то умертвить его нужно гуманно, безболезненно. То есть причинять страдания животному — это плохо. Творец является любящим. Творцу жалко это животное.
А вот теперь представим другую ситуацию. Если что-либо в природе происходит, значит, на это есть воля Творца. Даже лист с дерева не падает, если на то нет воли Творца. Хищник (лев) ловит добычу (антилопу), разрывает ее плоть своими клыками и поедает заживо. То есть Творец позволяет хищнику это сделать. Добыча испытывает большие страдания.
Вопрос: в первом случае (со шхитой) Творцу животное жалко, а во втором случае (с хищником) Творцу животное не жалко? Странно. Леонид
Здравствуйте, Леонид!
Ваш вопрос вовсе не странный, а хороший и интересный, заставляющий задуматься. Действительно, почему Б-г требует от человека гуманного забоя животного, но терпит в самом буквальном смысле зверство хищника? Ведь, как Вы верно замечаете, всё на свете происходит по Его воле.
Ответ представляется таким. Цель гуманного забоя — не столько спасти животное от мучений, сколько спасти нас от негуманного действия — причинения ему мучений. Потому что негуманное, жестокое действие вредит нашей душе.
Хищник — он хищник и есть. Он сам животное, у которого нет такой души, как у человека, он действует не по сознательному выбору, а по инстинкту. Человек же — на то и человек, чтобы не уподобляться подобного рода животным. Он наделен свободой выбора, он действует потому, что так решает, и это решение и сознательное действие влияет на его душу.
Чем больше он совершает правильных действий, чем больше в его действиях гуманности, тем гуманнее и добрее он становится по своей сущности. И наоборот, чем больше жестоких действий он совершает, тем более жестоким и черствым становится. Поэтому даже если ему надо кого-то убить — например, животное ради пищи, — то это убиение должно быть не «зверским», «хищническим», а «человеческим», насколько это возможно.
Мы говорим тут о животных, которых можно убивать ради употребления в пищу. А если о людях? Их убивать ни для какой цели нельзя (кроме единственной — предотвратить убийство, которое они сами собираются совершить).
Но ведь Сам Б-г постоянно умерщвляет людей самыми разными способами. Чего стоит один только текущий год, в котором уже сотни тысяч людей умерли от коронавируса, может дойти и до миллиона. И это — не считая постоянных смертей от других болезней типа рака и сердечных заболеваний, которые не становятся «новостями», потому что они «обычные». И в авариях люди гибнут, и при несчастных случаях других типов. Почему Б-г допускает все эти смерти? Разве Он не любит людей и не хочет их спасти?
Конечно, Он их любит. Но человеческая жизнь, так или иначе, временна, человек послан в этот мир не для того, чтобы жить вечно. А для того, чтобы в этом мире потрудиться и заработать награду, которую должен получить уже в Будущем мире, где возможно истинное блаженство. Ведь в этом мире оно все равно невозможно, и вечная жизнь здесь вовсе не была бы благом.
Так что этот мир — не «дом» человека, а «место работы», откуда он, в конце концов, должен «вернуться домой». Тогда, когда Б-г решит, что его миссия завершена, и так, как именно Он решит человека вернуть. Поэтому, если он был сейчас кем-то убит, это могло произойти только по Воле Б-га.
Но в то же время тот, кто убил человека, совершил грех. Не потому, что убитый на самом деле не должен был умереть, а потому, что ему, убийце Б-г об этом не сообщал и не предписывал его убивать. Поэтому, с точки зрения убийцы, убитый не заслуживал смерти. И он убил его не во исполнение священной Воли Б-га, а в своих корыстных целях или из ненависти. Поэтому для убийцы это был ужасный поступок, который ожесточил и изуродовал его душу.
Иными словами, дело не в том, что произошло с убитым, а в том, что произошло с тем, кто его убил: он стал убийцей.
От этого Б-г и спасает нас, запрещая убийство. От жестокого поступка, уродующего душу человека, который его совершает.
Вот и с животными дело обстоит похожим образом. Их убивать можно, но необходимо по возможности избегать жестокости. Чтобы спасти от нее себя. Чтобы избежать превращения в жестокосердных людей, наносящих страшный вред собственной душе.
Дай Б-г, чтобы все наши действия, так или иначе, были гуманными.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Овадия Монасевич
Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Сказано в Торе: «Люби ближнего своего, как самого себя», — но всякий, в ком есть свойство жестокости, весьма далек от этого.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Овадья Климовский
Оглушение током, по-моему, гораздо гуманнее…
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону