Темы: Свобода выбора, Народы мира, Идолопоклонство, Религия, Истина, Бней Ноах, Истинность Торы, Адам, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныО статьях:
Тора и мораль. Существуют ли общечеловеческие ценности?
Тора и мораль. Существует ли абсолютная мораль?
Автор утверждает, что нужна абсолютная мораль (в соответствии с законами из Торы), единая для всех, чтобы объективно судить других людей. То есть мораль, которая создана Творцом, а не человеком. Иначе — с какой стати одна мораль лучше другой?
На первый взгляд, его рассуждения логичны, но встаёт проблема множества существующих религий. Религии же серьёзно различаются. И не надо брать только три-четыре популярных. Религий существует несколько десятков, многие из которых имеют ещё и разветвления. Даже формально схожие утверждения в разных религиях могут по-разному истолковываться.
Таким образом, нужно определиться, на какой абсолют ориентироваться, откуда брать пример? Иначе — с какой стати один пример лучше другого? Алекс
Здравствуйте, Алекс!
Ваш вопрос правомерен и глубок.
Действительно, почему евреи столь «самонадеянно» утверждают, что обладают знанием и критериями, которые исходят из Абсолютного Источника? Ведь представители других религий и верований с неменьшим упорством и уверенностью говорят о своих учениях то же самое?
Более того, последние с завидным упорством призывают всех, всё человечество, последовать за ними, то есть за «истиной», в то время как евреи — какая нелепость! — не считают никого, кроме себя, обязанными следовать канонам своей веры.
Недаром иудаизм даже считается не «универсальной» религией, а лишь «национальной», неразрывно связанной только с еврейским народом.
На самом деле, как мне кажется, рассматривая вопрос о «месте проживания» абсолютной истины, следует начинать не с сопоставления различных религий, но с определения — что такое абсолютная истина.
Ответ, на мой взгляд, очевиден. Если мы знаем и понимаем, что у мира был Творец, то истина — у Него. И потому абсолютная истина — это взгляд и отношение Творца к тому, что Он создал, и то, что Он желает для этого мира.
С другой стороны, человечество обладает пониманием этой истины лишь в той мере, в которой Творец Сам открывает её, а её неизменность зависит от скрупулёзности и ответственности, с которой эта истина сохраняется среди людей.
Беда в том, что люди, как правило, склонны абсолютные мерила Творца, абсолютные моральные критерии, подстраивать под себя, «подлаживать» к реальной жизни, к сложившимся общественным отношениям. Люди приспосабливают истину к своим чаяниям, своим страстям и, простите, к своим слабостям.
И в итоге получается не абсолютная истина, а лишь жалкий остаток, искажённый слепок того, что когда-то Адам, первый человек, получил от Творца мира. И это, скажем так, вполне объяснимо и даже неизбежно.
Осколки Истины, фрагменты абсолютных критериев, так или иначе, присутствуют в человеческих общностях. Иногда они принимают форму языческих верований, иногда они существуют в виде этической традиции, иногда — в виде сложившихся культов или «моральных кодексов», негласных или оформленных в виде законов, в каждом обществе — по-своему.
Как правило, во всех этих случаях источник критериев, источник истины вторичен, «замылен», разделён на составляющие, «собирателен», персонифицирован или откровенно — «бесхозен».
На этом фоне Тора, иудаизм, на мой взгляд, имеют одно существенное отличие. Евреи знают, Откуда всё это идет. Они не претендуют на «авторство», они не «открывают Америку», они не приписывают авторство ни «герою», ни «мудрецам», ни «озарениям», ни интуиции. Их главная и неотменимая аксиома — Творец, и только Он — Источник абсолютных критериев.
Иными словами, суть еврейской веры заключена в свидетельстве о том, что у мира ЕСТЬ Творец, и, как следствие, есть Суд и есть Судья. Ну, а если есть абсолютный Суд и есть абсолютный Судья, то, следовательно, должен существовать и абсолютный Закон. Содержание этого Закона — в Торе.
Но откуда евреям это всё известно? Скажем так, в той или иной степени это известно всем. Тора — не еврейское изобретение. Смутная родовая память человечества хранит остатки того, что когда-то Адам и его потомки знали не понаслышке. А у евреев это ещё — и специфические исторические реалии, зафиксированные документально в Торе, а также в конкретной непрерывной Традиции от отца к сыну, от учителя к ученику.
Именно эта Традиция, скрупулёзно «заточенная» на долгие века, бережно хранящая не только «биты информации», но и наиболее действенные и рациональные способы передачи этой информации, ясно и чётко определяет весь ход исторических событий, приведших потомков одной семьи сначала в египетское рабство, потом — к чудесному и уникальному Исходу из него.
И всё это — чтобы посреди пустыни весь народ, миллионы свидетелей (причём не только евреи) оказались непосредственными участниками единственной и неповторимой встречи Творца вселенной со Своим народом, готовым принять на себя всё, что Он на них возложит.
Этот исторический факт мы не навязываем никому. Мы о нём знаем из первых рук. Огромная часть человечества знает о Синайском Откровении и тоже принимает его как историческую реальность. Как и главный вывод из этого события: у мира есть Творец и Он — Источник абсолютных критериев.
А уж как народы «работают» с этими критериями — спросите у них. Мы им не указчики, мы — лишь свидетели и носители того, ЧТО на Синае получили из рук Творца. Принимать или нет — выбор за каждым человеком.
Кстати, большая часть заповедей Торы, полученной на Синае, — это инструкция и специфические наставления евреям. Но наставления в оригинальном виде для всего остального человечества — тоже в Торе. Кто хочет — пусть спрашивает, кому нужно — пусть берёт. Мы всегда здесь, и останемся навсегда, согласно обещанию Всевышнего.
Не уверен, что мой ответ Вас удовлетворит, но я попытался.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Ашер Кушнир
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «7 заповедей Бней Ноах»
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Берл Набутовский
Есть ли какие-то археологические подтверждения времён Моисея?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону