Темы: Аризаль, Смысл творения, Сотворение мира, Каббала, Время, Рамбам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, уважаемые раввины. А есть ли какое-то объяснение тому, почему именно около 6 тысяч лет назад Творец решил создать небо, землю и людей? Ведь Он был, есть и будет и Он вне времени. Тогда почему, к примеру, не 100 тысяч лет назад, а именно 6?
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос. С подобного вопроса начинается одна из основополагающих книг Каббалы — «Эц Хаим» Аризаля.
Но сначала небольшое предисловие. В Талмуде (Хагига 11 б) сказано: всякому, кто пытается постичь четыре вещи, лучше было бы не приходить в этот мир: что сверху и что снизу, что впереди и что позади. Одно из толкований говорит, что «впереди» и «позади» означает «до сотворения мира» и «после его конца».
Смысл сказанного в том, что эти вопросы непостижимы для человеческого разума, поэтому, пытаясь их постичь, человек может прийти к ошибкам и заблуждениям в вопросах веры.
Рамбам в книге «Морэ нэвухим» (1, 32) поясняет это таким примером: человек, который заставит себя читать очень мелко написанный текст, такой, что глазу невозможно его разобрать, не только напрасно потратит время, но еще и ослабит свое зрение. Так, что после этого ему будет трудно разобрать даже более крупный шрифт, который раньше он читал с лёгкостью. Так и тот, кто пытается понять что-либо, находящееся за пределами его постижения, не только не достигнет желаемого, но и пострадает: его мысли искривятся и он перестанет понимать даже то, что понимал раньше.
Так вот, Аризаль говорит, что вопрос, почему этот мир был сотворен тогда, когда он был сотворен, а не раньше и не позже, близок по смыслу к упомянутому вопросу из Талмуда (что было до сотворения мира?). И, так как это очень глубокий вопрос, человек, который неотступно ищет на него ответ, «почти подвергает себя опасности». Поэтому, продолжает Аризаль, мы не сможем углубленно и подробно обсудить этот вопрос, а только остановимся вкратце на основных моментах.
Затем он начинает свой ответ (перевод мой, близко к тексту): «Известно, что Всевышний — Свет, Который возвышен до бесконечности (понятно, что речь не идёт об астрономии; имеется в виду, что этот Свет выходит за границы любого постижения — М. Э.), Который называют Эйн Соф (Бесконечность). И это наименование говорит само за себя: что Ему нет никакого постижения и Он абстрагирован и отдален от всякой мысли, и Он предшествовал всем эманированным и сотворенным. И не было у Него исходной точки, ибо Он существует всегда и навсегда, и никоим образом нет у Него ни начала, ни конца. Он эманировал (сотворил, “излучил”) действительность, называемую Адам Кадмон».
Далее Аризаль описывает «цепочку» всех миров от Адам Кадмон до нашего материального мира. И подводит итог: из этого видно, что наш мир не мог быть сотворен ни раньше, ни позже, ибо его сотворению должна была предшествовать вся предыдущая «цепочка». И заканчивает так: «И хватит об этом говорить, ибо мы не можем расширить и углубить объяснение этого вопроса в полной мере: как, сколько и когда».
Комментаторы, с одной стороны, отмечают, что Аризаль ответил на поставленный им самим вопрос, так как вопрос был именно о времени сотворения этого — то есть нашего, материального, мира. Но затем они говорят: Аризаль только объяснил, почему этот мир был сотворен именно тогда, когда был сотворен, относительно первого эманированного мира (Адам Кадмон). А на вопрос, почему вообще всё Творение было сотворено тогда, когда было сотворено, он не ответил.
И комментаторы отвечают на свой вопрос: Аризаль даёт нам понять, что нам никоим образом не следует обдумывать вопрос, почему Всевышний не начал Творение раньше, чем начал. Ибо, обдумывая это, придется попытаться понять Его замысел, Его волю. А это, разумеется, невозможно и бессмысленно.
Кроме того, есть ещё объяснение, которое приводит рав Иргас, автор книги «Шомер эмуним а-кадмон»: понятие «время» существует только для творений, время ограничивает только их, так как само оно тоже сотворено. Но по отношению к Творцу понятие времени не имеет смысла. И соответственно, нет места вопросам «когда?» или «что было до того, как … ?» и т. п. Так как до сотворения первого мира время не существовало, обсуждение вопросов времени «до сотворения» не имеет смысла.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Бенцион Зильбер
Почему Б-г сожалел о том, что создал человека? Он что, не знал, какие будут последствия?
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Менахем Эпель
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону