Темы: Суббота, Пророчество, Пинхас, Пророки, Авдала, Молитва, Элияу, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Раввин. В чем была особенность пророка Элийяху, что Всевышний решил восхитить его к Себе? Читая Книгу Царств из ТАНАХА, нигде не нашел упоминания, в чем же отличие его от других пророков: «1. В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала… 11. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо».
Чем выделялся пророк Элияу на фоне всех других пророков?
Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос!
Существует обычай читать или петь на исходе субботы, после Авдалы («отделения» субботы от будней), гимн, посвященный пророку Элияу. Упоминания об этом гимне встречаются уже у ришоним — комментаторов ранних поколений.
Раби Давид Авудрахам из Севильи (автор комментария к молитвам, XIV век; ученик Бааль а-Турим) пишет, что в их общине был обычай читать гимн «Элияу а-Нави» как часть вечерней молитвы на исходе субботы. Авудрахам написал комментарий к этому гимну, и, прочитав пояснения лишь к нескольким стихам, можно найти ответы на все Ваши вопросы.
Мудрецы постановили читать этот гимн на исходе субботы потому, что именно пророк Элияу сообщит нам о наступлении полного избавления. Сказано: избавление уже пришло бы, если бы все евреи полностью соблюли две субботы. И мы как бы отчитываемся перед Всевышним о том, что в субботу делали всё правильно — в надежде на то, что все евреи поступали так же.
Кроме того, с наступлением полного избавления именно пророк Элияу поможет выявить все нюансы, связанные с родословной всех евреев, как сказано: «Вот посылаю Я посланника Моего, и очистит он дорогу предо Мной; и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и посланник завета, которого вы желаете; вот приходит, сказал Господь Цваот. И кто выдержит день пришествия его, и кто устоит при появлении его? Ибо он — как огонь очищающий и как щелок стирающий» (Малахи 3:1, 2).
И Авдала является наиболее подходящим временем для этого, потому что, делая Авдалу, мы произносим: «Благословен Творец, Отделяющий святое от будничного, свет от тьмы…»
Хотя в Талмуде существует спор о том, к какому колену принадлежит пророк Элияу, мы будем придерживаться наиболее принятого мнения, что он был из колена Леви. Важна и другая традиция, в соответствии с которой пророк Элияу и Пинхас, сын Элазара, сына Ааарона — одно лицо. И пусть никого не смущает его долголетие (почти 700 лет), потому что подобных примеров в Танахе очень много (как среди евреев, так и неевреев).
«Человек, который был ревнителем Имени Всевышнего» — когда Пинхас пробил копьем двух прелюбодеев: Зимри, сына Салу, и моавитскую принцессу Козби.
«Человек, которому была сообщена добрая весть через Йекутиеля». Йекутиель — это одно из имен Моше. И о награде Пинхасу было сообщено через Моше, как сказано: «И Господь сказал Моше, говоря: Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них; и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира» (Бемидбар 25:11, 12).
«Человек, видевший двенадцать поколений» — Нахшон, Сальмон, Боаз, Овед, Ишай, Давид, Шломо, а также: Рехавам, Авия, Аса, Йеошафат и Йеорам — цари дома Давида.
Пинхас упоминается в Танахе как Элияу (Книга Царей I, 17), там описано, как он поднимается на Небеса (Книга Царей II, 2).
«Человек, которому (Всевышний) ответил с Небес» — здесь речь идет о знаменитом противостоянии пророка Элияу и служителей Бааля на горе Кармель (Книга Царей I, 18). К тому времени евреи Северного Израильского царства начали раскаиваться в грехах идолопоклонства, и это событие стало одним из поворотных в возвращении евреев к вере отцов.
Намеренно не упоминаю все чудеса, совершенные пророком Элияу, привожу лишь те эпизоды, где Пинхас-Элияу предстает ревнителем веры. Шла а-Кадош пишет, что именно за это пророк Элияу удостоился особого места в истории народа Израиля.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Куклин
«Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших…»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Зеев Урман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону