Темы: Богатство, Йецер а-ра, Виленский Гаон, Разум, Свобода выбора, Мишлей, Упование, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день!
Объясните мне, пожалуйста, если сочтёте нужным, что означают слова: «Надейся на Господа всем сердцем своим и не полагайся на разум твой» (Мишлей 3:5).
Ведь разум играет главную роль в борьбе с Ецер Ара (дурным началом)?
Спасибо. Сергей
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо за интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него, обратимся к комментариям на этот стих из Мишлей. Вот что пишет Виленский Гаон:
Надейся на Господа всем сердцем твоим. То есть: да будет сердце твоё цельно в своем уповании, а не только часть сердца.
И не полагайся на разум твой. Чтобы не сказал ты: «Положусь на Господа, но я обязан опираться также и на свой разум». Поэтому сказано «не опирайся» — даже опорой пусть не будет тебе твой разум. А только «Надейся на Господа всем сердцем твоим»!
Добавляет к этому Рабейну Йона, что многие ошибаются в своем уповании на Творца именно в отношении разума. То есть, человеку легче понять, что не стоит полагаться на свое богатство и силу, а вот не полагаться на собственный разум намного тяжелее. Поэтому стих выделяет именно разум, подчеркивая: упование должно быть настолько совершенным, чтобы даже на разум не полагаться.
Исходя из сказанного, можно ответить на Ваш вопрос. Действительно, как Вы пишете, разум играет главную роль в борьбе с дурным началом. И, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33 б). То есть, выбор — идти путем Творца или грешить — в руках человека.
Однако, с другой стороны, сказали наши мудрецы, что злое начало каждый день восстает на человека и хочет его уничтожить. И, если бы не помощь Всевышнего, сам человек не справился бы с ним. То есть человек, со своей стороны, должен бросить на защиту от злого начала разум, вооружённый Торой, и молитву, чтобы Всевышний помог ему сделать правильный выбор. Всё же остальное уже в руках Небес. Потому и следует полагаться не на свой разум, а только на помощь с Творца.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.
Рав Овадья Климовский
Как помешать врагу вредить нам?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Арье (Лев) Кацин
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон
Рав Реувен Пятигорский
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону