Темы: Мудрецы, Раскаяние, Пиркей Авот, Гнев, Уважение, Смерть, Опасность, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПиркей Авот, глава 2, мишна 10: …Рабби Элиэзер сказал: «дорожи честью ближнего как собственной; не будь вспыльчивым; покайся за день до смерти, грейся у огня мудрецов, но берегись их угля, чтобы не обжечься, ибо укус их — укус лисий; и жалят они, как жалит скорпион; шипение их — шипение змеи; и все их слова — как угли пылающие».
Почему комментарии заканчиваются на «раскайся за день до смерти»? Как понимать слова рабби Элиэзера о мудрецах? Почему выбраны лиса, скорпион и змея? N.
Здравствуйте, N.!
Спасибо за важный вопрос, заставляющий углубиться в изучение Мишны.
Указанная Вами мишна является продолжением предыдущих, где мудрецы выясняют, какие качества важны и помогает тому, кто их разовьет, идти путём Торы. Цитируемая Вами мишна передает, в частности, высказывание раби Элиэзера. Он акцентирует внимание на трёх моментах.
Первый из них — в области поведения, этических норм (Тиферет Исроэль): уважение к ближнему должно быть столь же важно для человека, как и уважение к самому себе. И как этого достичь? — Сдерживая гнев. Если человек этого не сделает и будет гневаться на оппонента, он выкажет этим пренебрежение к нему (Бартанура — раби Овадья из Бертиноро). Более того, проявляя гнев, человек выражает неуважение и к себе (Тосфот Йом Тов).
Второй момент, о котором говорит раби Элиэзер, связан с соблюдением заповедей: каждый свой день человек должен воспринимать так, словно это последний день в его жизни. Как последнюю возможность в здравом уме и при наличии сил исправить в исполнении заповедей то, что можно исправить, и не ждать завтрашнего дня, когда, быть может, окажется поздно. Иными словами, не следует откладывать возвращение на праведный путь на потом, это надо делать немедленно, то есть сегодня, сейчас (раби Овадья ми-Бертиноро).
И, наконец, третий момент, о котором говорит раби Элиэзер, связан с изучением Торы. И, в частности, с отношением к постановлениям мудрецов. С одной стороны, необходимо извлечь всю пользу из их слов, внимательно изучать, а, с другой, — соблюдать дистанцию, не ставить себя на одну доску с ними. И ни в коем случае не относиться к их словам, как к чему-то сказанному так, между прочим. Иначе говоря, слова мудрецов — как угли, жар которых сильней жара огня. Их теплом можно согреться, но, если не соблюдать осторожность, можно легко получить ожог (Тосфот Йом Тов).
Пренебрежение словами мудрецов Торы и их гнев может иметь печальные последствия для человека. Эти последствия аллегорически представлены как три образа: укус лисицы, укол скорпиона и шипение змеи.
Укус подразумевает сильное воздействие: повреждается плоть жертвы и причиняется сильная боль. Укус лисицы в этом смысле весьма характерен. У неё мелкие, но очень острые зубы, и укус её очень болезнен и долго заживает. Но он не смертелен.
Если человек вызывает настолько сильный гнев мудреца Торы, что тому приходится внушительной отповедью поставить его на место, это можно уподобить укусу лисицы, который причиняет сильную боль, но, как правило, не приводит к серьёзным последствиям. И Небеса не приговаривают человека к смерти. То есть, когда мудрец сам умеет постоять за себя, то реакция Свыше будет ограничена.
Гораздо хуже, когда мудрец сдерживает себя и ограничивается резким, похожим на короткий выпад скорпиона, замечанием. В этом случае Всевышний вступается за мудреца и последствия гнева могут быть трагическими. На Небесах такой гнев мудреца вызывает всплеск Меры Суда, и это очень опасно.
Но страшней, чем укол скорпиона, укус змеи. Змея, в отличие от скорпиона, жалит не сразу. Она ждёт, она предупреждает характерным шипением, но, если ужалит, укус её, пусть, и не такой болезненный, как правило, приводит к смерти. Так и крайняя степень гнева мудреца: если человек пренебрегает его словами, легкомысленно относится к его увещеваниям, это может привести к страшным и неотвратимым последствиям (раби Йеошуа Геллер, один из участников движения Мусар, «Толдот Йеошуа»).
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Основное содержание — этическое учение
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Михаэль Солганик
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону