Темы: Зоар, Речь, Моше, Мидраш, Дарование Торы, Маараль из Праги, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Мойше Рабейну, он же Моисей, был величайшим пророком за всю историю человечества. И при этом он был косноязычным заикой… Почему? Почему же Бог его не вылечил?! Столько чудес происходит во время исхода, а Моисей так и остался заикой… Владимир
Здравствуйте, Владимир!
Спасибо за хорошие вопросы. Для удобства изложения повторю их по порядку. Тора рассказывает: когда Всевышний открылся Моше у несгорающего терновника и повелел ему пойти в Египет, чтобы вывести оттуда еврейский народ, Моше долгое время отказывался. Он приводил несколько причин для отказа, в частности (Шмот 4:10): «И сказал Моше Господу: прошу Тебя, Владыка! Человек я не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни же с начала Твоего разговора с рабом Твоим, ибо я тяжелоуст и косноязычен».
Вопрос первый: что послужило физической причиной косноязычия Моше и в чём оно выражалось? Вопрос второй: в чем была истинная причина? Вопрос третий: почему Творец не исцелил Моше, а если исцелил, то когда? А теперь ответы по порядку.
Что послужило физической причиной косноязычия Моше и в чём оно выражалось? Есть мнение, что его язык был как бы «привязан» ко рту и это ограничивало подвижность языка.
Мидраш рассказывает: когда Моше, будучи маленьким ребенком, воспитывался в доме Паро, он взял царскую корону и возложил себе на голову. Царь Египта решил «ликвидировать» Моше, заподозрив, что это и есть будущий избавитель евреев. Однако сначала он посоветовался со своими мудрецами.
Некоторые советники с ним согласились, но Итро (будущий тесть Моше, который тоже был советником Паро), утверждал, что Моше — только ребенок и не понимает, что делает. Тогда решили провести «следственный эксперимент» и принесли блюдо, на которое положили золото и раскалённый уголь. Если ребенок возьмёт золото, значит, есть у него разумение и его следует казнить. Если же возьмёт уголь — прав Итро и Моше оставят в живых.
Моше уже протянул руку к золоту, и тогда ангел Гавриэль подтолкнул его руку к углю, и именно уголь взял Моше. И, как и полагается ребенку, положил в рот. С тех пор Моше стал «тяжелоуст и косноязычен». Согласно этому объяснению, косноязычие выражалось в том, что Моше не мог выговорить определённые звуки.
Однако некоторые комментаторы полагают, что причина была не физиологическая. Так, есть мнение, что слова «тяжелоуст и косноязычен» означают плохое владение египетским языком, так как Моше долгое время не практиковался в нем после того, как покинул Египет.
А есть мнение, что из-за постоянного уединения, целью которого было Б-жественное постижение, Моше не умел на должном уровне упорядочить свою речь.
Есть и еще более простое объяснение: Моше не владел «дипломатическим стилем» речи, бывшим в ходу на царских приёмах.
В чем была истинная причина? Как известно у всех материальных событий есть духовные корни, именно они являются истинными причинами происходящего. Есть несколько мнений по поводу духовного происхождения косноязычия Моше.
Книга «Драшот а-Ран» задает тот же вопрос, что и Вы: как может быть, чтобы величайший из пророков, находившийся на сверхприродном уровне, не был полностью совершенен и, более того, имел телесный порок? И отвечает: Тора и ее дарование — это высшая ценность, которой может удостоиться человеческий род. Поэтому народу, который её получит, следует дать веские доказательства истинности Торы. Чтобы не было никаких сомнений в ее Б-жественном происхождении.
Именно поэтому Моше, с одной стороны, был совершеннейшим из пророков: чтобы несомненным было Б-жественное происхождение его пророческого дара. А, с другой стороны, он по воле Небес же был косноязычен: чтобы исключить подозрение, что еврейский народ пошёл за Моше благодаря его ораторскому искусству. Ведь, как известно, человек, который умеет красиво говорить, может убедить аудиторию, что откровенная ложь — истина.
Маараль также задает этот вопрос и посвящает его рассмотрению целую главу в одной из своих книг. Вкратце: он пишет, что у человека есть «разумные» силы, такие, как зрение и слух, работа которых не требует движения. Есть материальные силы, которые работают в движении. А речь — материальная сила, проявляющаяся в движении (органов речи), — является, тем не менее, воплощением разума.
Иными словами речь — это соединение духовной составляющей человека с материальной. Поэтому у Моше, который в силу своего высочайшего духовного уровня был отдален от материальности, это отдаление выразилось в косноязычии. То есть косноязычие Моше было не изъяном, а, напротив, знаком его величия.
Заканчивая эту тему, приведу слова святой Книги Зоар: причиной косноязычия Моше стало то, что «речь была в изгнании». Чтобы понять эту формулировку, обратимся к одной хасидской книге. О еврейском народе в Египте сказано (Шмот 2:23): «… И стенали сыны Израиля от работы, и кричали, и вопль их от работы восшел к Б-гу». Здесь упоминается стенание, крик и вопль, но не речь, так как евреи в Египте были в рабстве и были подобны ребенку во чреве матери: он не является самостоятельной «единицей», а считается частью матери. Поэтому они не могли говорить, в том числе — произносить слова молитвы, а только стенать.
Понятно, что евреи в Египте не были немыми. Речь идет о том, что, если посмотреть на весь народ как на одного человека, то этот человек не был наделен даром речи, поскольку он был порабощен и не являлся самостоятельной сущностью. И Моше, душа которого включала в себя все еврейские души, сказал о себе: «Человек я не речистый».
Почему Творец не исцелил Моше, а если исцелил, то когда? Один из классических комментариев говорит, что Всевышний не излечил Моше потому, что тот об этом не молился. А не молился он потому, что не хотел принимать на себя миссию избавления народа из Египта. Однако я не видел, чтобы кто-либо прямым текстом сказал, что Моше остался косноязычным до конца дней.
Если же всё-таки предположить, что Всевышний его не излечил, то понять это можно с помощью упомянутых объяснений «Драшот а-Ран» и Маараля. С другой стороны, согласно нескольким мнениям, Моше был исцелен, расхождение только в вопросе — когда. Согласно одному из мнений, уже придя в Египет, чтобы вывести еврейский народ, Моше избавился от своего изъяна. По другому мнению, он исцелился при выходе из Египта. А мидраш говорит, что косноязычие прошло во время дарования Торы.
В связи с этим вспоминается интересная идея, которую видел в одной книге. Автор спрашивает: если, по мнению Маараля, косноязычие Моше было результатом «отдаления» души от тела, то при даровании Торы, когда духовность получила дополнительную силу, казалось бы, Моше должен был стать ещё более косноязычным. А мы знаем, что он исцелился. Как это может быть? И отвечает: при даровании Торы тело евреев также очистилось и одухотворилось. И тело Моше смогло «присоединиться» к его возвышенной душе, поэтому он исцелился.
В заключение отмечу: наличие широкого спектра мнений, не обязательно означает, что все они противопоставлены друг другу. Напротив, следует постараться найти их общий знаменатель. Так, можно сказать, что хотя «Драшот а-Ран» и Маараль приводят разные духовные причины косноязычия Моше, в главном они «согласны». Косноязычие должно было служить доказательством истинности Торы, как пишет автор «Драшот а-Ран». Но оно было не простым физическим изъяном, а показателем высокого духовного уровня Моше, как пишет Маараль.
С уважением, Менахем Эпель
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Натан Агрес
Или она была переведена на человеческий язык?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ефим Свирский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Зеев Урман
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»
Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону