Темы: Исправление, Грех, Деньги, Цдака, Душа, Заповеди, Помощь, Искупление, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, помогите, пожалуйста, мне нужно сдать доклад в университете на тему благотворительности. Хотелось бы осветить эту тему с еврейской точки зрения, но чтобы при этом это было интересно и другим сокурсникам. Что бы Вы могли посоветовать?
Большое спасибо, что обратились к нам.
Не секрет, что заповедь о цдаке является не только одной из особых заповедей иудаизма, но и заповедью, которая стала со временем неотъемлемой частью жизни всего человечества. На нашем сайте много материалов, посвященных этой заповеди, но по Вашей просьбе давайте попробуем остановиться на некоторых ее аспектах, которые могут быть интересны широкой публике.
Цдака — ступень в духовном продвижении
Существует несколько заповедей, которые, по мнению наших мудрецов, равносильны всем остальным заповедям вместе взятым. К таким относятся: запрет идолопоклонства, соблюдение субботы, заповеди о цицит, изучении Торы, обрезании, цдаке, Земле Израиля.
Рав Шломо Вольбе, известный раввин, прилагавший много усилий к духовному развитию и воспитанию прошлого поколения, даже посвятил таким заповедям отдельную книгу. В книге он выстраивает их в определенной последовательности, которая представляет собой своеобразную лестницу, подымаясь по которой, человек растет духовно.
Первой ступенью в лестнице рава Вольбе стал запрет идолопоклонства. Мы не можем начать духовный подъем, не очистив сознания от посторонних понятий и ценностей, которые представляются нам «священными». Прежде всего, необходимо определить для себя, что есть Единый Творец, Создавший этот мир и Управляющий им, а уж потом можно двигаться дальше. Талмуд (Авода Зара 14 б) говорит, что трактат об идолопоклонстве, которым пользовался Авраам Авину, содержал 400 глав. И, хотя сегодня в повседневной жизни мы редко встречаемся с настоящими идолами, каждый из нас знает, что чуждых понятий, которым мы поклоняемся, — не стало меньше.
Как ни странно, второй ступенью духовной лестницы рава Вольбе является заповедь о цдаке. Желание помогать другим людям приходит к человеку после того, как он освобождается от посторонних ценностей. Ведь не секрет, что большинство наших «идолов» пребывает в сфере денег, поддерживается жаждой обогащения и обладания материальными благами. Человек, который дает цдаку, тем самым заявляет, что он больше не является рабом материального мира. Именно поэтому Авраам Авину, выросший в мире идолопоклонства, очистившись от него, стал столпом благотворительности и помощи другим людям.
Цдака — средство искупления
Наши мудрецы (Авот дэ-раби Натан 4:5) рассказывают: однажды раби Йоханан бен-Закай вышел из Иерусалима, а раби Йеошуа следовал за ним, и они увидели разрушенный Храм. Раби Йеошуа вздохнул и сказал: «Что с нами будет, если место, которое искупало наши грехи (с помощью жертвоприношений), разрушено?» На это раби Йоханан ответил ему: «Не бойся, сегодня у нас есть другая возможность искупить грехи, — помощь другим (хесед)!»
Рав Хаим из Воложина в своем основополагающем труде «Нефеш а-Хаим» (2:14) говорит, что сутью жертвоприношения было — «поднять» душу (нефеш) животного наверх. Поэтому частью процесса жертвоприношения было кропление кровью, так происходило искупление. Душа животного находится в крови, ее «поднятие» и возвращение к духовному корню и было необходимым исправлением и искуплением. Как известно, качества человека «коренятся» в его душе, поэтому, давая цдаку, человек усваивает качество, способность давать и помогать другим. И таким образом «поднимает и искупает свою душу».
Цдака — возможность личностного роста
Интересно, что заповедь о цдаке предоставляет уникальные возможности для личностного роста. Независимо от того, на каком уровне находится человек, он может найти возможность продвигаться, выполняя эту заповедь.
На первичном уровне может быть, что цдака и помощь другим людям являются для человека новой реальностью и ему просто-напросто тяжело расстаться с деньгами. В таком случае можно просто облегчить испытание, чтобы не приходилось каждый раз превозмогать себя. Например, дать постоянное поручение (ораат кева) банку, чтобы деньги снимались со счета автоматически в пользу какой-нибудь организации.
На более высоком уровне человек решает самостоятельно, на какие благотворительные цели потратить деньги цдаки. Как известно, Всевышний дал человеку свободу выбора для того, чтобы своими решениями тот влиял на себя и на окружающий мир. В особенности это относится к заповеди цдаки. Деньги, которые человек жертвует, одинаковы для всех, в чем же тогда проявляется индивидуальность человека, исполняющего эту заповедь? — В том, на что он решает пожертвовать эти деньги.
Получается, что, с одной стороны, это уникальная возможность проявить себя и улучшить этот мир, а с другой стороны, — тяжелое испытание. Не секрет, что далеко не все удостаиваются, чтобы их деньги пошли на что-то полезное. К сожалению, только около 15% еврейских денег идет на помощь еврейским организациям.
Еще одна возможность работы над собой с помощью выполнения заповеди цдаки — это обдумать, каким образом делать пожертвования. В стихе, предписывающем давать цдаку («Ибо не переведется нуждающийся на земле; потому я и повелеваю тебе, говоря: раскрыть должен ты руку свою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей» Дварим 15:11), слово «раскрой (руку свою)» повторяется дважды: патоах тифтах («раскрывая, раскрой»). Некоторые комментаторы (см. Кли Якар) объясняют это так: первый раз подразумевается сама заповедь о пожертвовании, а во второй раз — атмосфера, которую человек создает своим пожертвованием.
Если он не просто дает деньги, а заранее продумывает, как сделать, чтобы они помогли наилучшим образом, как сделать так, чтобы не обидеть и не смутить принимающего, а также о том, как подержать его добрым словом, то это гораздо более высокий уровень выполнения заповеди.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Берл Набутовский
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону