Темы: Золотой телец, Идолопоклонство, Цари Израиля
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. В чем отличие поклонения Баалю от поклонения золотому тельцу? Царь Йеу уничтожил служителей Бааля, но не оставил поклонение золотому тельцу в сердце. Являлось ли поклонение золотому тельцу причиной сужения границ государства?
Йеу и поклонение Баалю
Абарбанель поясняет, что служение Баалю было связано с верой в силы солнца. Как правило, в текстах Танаха слово «солнце» — «шемеш» — употребляется в мужском роде. Так сказано в Тэилим (19:6): «И оно (шемеш), как жених, выходит из-под свадебного балдахина, радуется, как храбрец, пробегая путь». В этом стихе солнце сравнивается с женихом, то есть, мужским началом. Солнце является источником света, а Луна отражает свет, который получает от него. Так обычно выглядит и жизнь семьи. Муж выступает в роли дающего или оказывающего влияние, а жена — принимающей или воспринимающей влияние. (И Абарбанель приводит пример из греческой мифологии, где Аполлон и Диана являлись божествами солнца и луны). «Бааль» в переводе со святого языка как раз означает «муж», потому что солнце дает миру энергию, необходимую для жизни и процветания.
А причиной того, что Северное, Израильское, царство прекратило свое существование, нужно искать в преступлении их первого царя, Йаровама, сына Невата. Йаровам, не желая подниматься в Иерусалим (по известным причинам), запретил это делать и всем своим подданным. Были придуманы новые праздники и установлены, в Дане и Бейт-Эле, золотые тельцы для поклонения. И чем дальше — тем хуже. И даже когда пришел к власти праведный царь, разрешивший паломничество в Иерусалимский Храм, евреи уже утратили веру во Всевышнего и мало кто поднялся на праздник в Иудею. И окончательное изгнание не заставило себя долго ждать.
Комментаторы же из стиха «В те дни начал Господь отсекать (части) от Исраэля; и Хазаэль побил их (израильтян) во всем пределе Исраэля» (Млахим II 10:32) делают иной вывод. Наказание изгнанием (или сужением границ) должно был прийти гораздо раньше этих событий. А то, что территория государства стала сокращаться только во времена Йеу, говорит о великом милосердии Всевышнего.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Натан Агрес
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Бенцион Зильбер
О каком списке законов идёт речь в книге Дварим? Царь писал их сам?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону