Темы: Пост, История, 17 Тамуза, Бейн аМецарим, Траур по Храму, Рав Исраэль Меир Лау
Семнадцатое тамуза — один из четырёх постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с постом Гедальи (3 тишрей), Десятым тевета и Девятым ава. 10 тевета вавилонский царь Невухаднецар начал осаду Иерусалима, 17 тамуза (согласно Иерусалимскому Талмуду) его солдаты проломили городскую стену, а тремя неделями позже, 9 ава, наступила трагическая развязка событий: был подожжён Храм.
В истории еврейского народа 17 тамуза — день бедствий. В Талмуде, в трактате Таанит, перечисляются пять бедствий, случившихся в этот день:
Кстати, царь Менаше был сыном царя Хизкияу — одной из самых светлых личностей, когда-либо занимавших трон Иудеи. Вавилонский Талмуд в трактате Брахот рассказывает, что, зная о том, каким будет его сын, Хизкияу не хотел жениться, желая остаться бездетным, однако пророк Йешаяу укорял его за это и требовал, чтобы Хизкияу исполнил заповедь Торы плодиться и размножаться. В конце концов Хизкияу женился и произвёл на свет Менаше, который, натворив множество дурных дел, всё же совершил тшуву, и Всевышний — по выражению Талмуда — открыл для него «тайную дверь» на небо, через которую он вошёл в рай…
Однако вернёмся к Семнадцатому тамуза. Пост начинается с рассвета и проводится так же, как и прочие общественные посты: читают слихот, написанные специально для этого дня, «Авину малкейну» в Шахарит и в Минху и отрывок из Торы, где говорится о том, как Моше-рабейну умолял пощадить Израиль после греха создания золотого тельца.
После чтения Торы читают Афтару из книги Йешаяу (гл. 55). В Шахарит, во время повторения Шмонэ-эсрэ хазан произносит благословение «Ответь нам…», а в Минху ту же вставку в Шмонэ-эсрэ читает вся община.
Обзор по теме Пост 17 Тамуза
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.