Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенгис (5624—5713 /1864—1953/ гг.) — выдающийся законоучитель, руководитель харедимной общины Йерушалаима.

Родился в пригороде Вильно (Вильнюса).

Учился в Воложинской ешиве под руководством р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецива; см.) и р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера; см.).

Его хаврутой (партнером по совместному изучению Торы) в Воложине был р. Исер-Залман Мельцер (см.) — их дружба продолжалась более семидесяти лет, в конце жизни они вместе стояли во главе харедимной общины Земли Израиля (R. David Silber, Noble lives 1, p.106).

В 5654 /1894/ году р. Бенгис возглавил общину Бадки, пригорода Бриска (Бреста), — в то время как его наставник р. Хаим Соловейчик был главным раввином самого Бриска.

Двадцать лет спустя р. Бенгис возглавил крупную общину города Кальварьи в Галиции.

В 5698 /1938/ году, в возрасте семидесяти четырех лет, он переехал в Землю Израиля и, поселившись в Йерушалаиме, занял пост главы БАДАЦа — раввинского суда Эйда харедит (Общины богобоязненных). Одновременно стал руководителем иерусалимской ешивы Оэль Моше (Шатер Моше), основанной выдающимся законоучителем р. Йеошуа-Лейбом Дискиным (Маарил Дискин; см.).

И в глубокой старости р. Бенгис сохранил феноменальную память: он точно и быстро указывал место любого закона или предания во всей обширной талмудической литературе. Страницы Талмуда как бы стояли перед его мысленным взором: он мог, положив палец на какое-либо слово на первой странице тома, сказать какие слова находятся на том же месте, под ним, на всех последующих страницах.

Каждые пять или шесть месяцев он устраивал сеудат сиюм — торжественную трапезу, отмечая завершение очередного цикла углубленного изучения всего Талмуда. Однажды он устроил сиюм по поводу того, что завершил изучение всего Талмуда сто раз подряд, — однако не прошло и недели, как он пригласил гостей на новый сиюм, и опять по поводу окончания всего Талмуда. Отвечая на вопросы пораженных гостей, он пояснил, что этот сиюм особенный: на протяжении многих лет во время каждой трапезы, пока жена меняла блюда, он выучивал несколько строк из Талмуда — и вот теперь, наконец, добрался до конца последнего тома. И точно такой же сиюм он устроил, когда завершил весь Талмуд за те минуты, которые ему приходилось ждать на остановках автобуса и в различных очередях (Маасей авотейну, Ваэтханан; Иквета димешиха 200; Noble lives 1, p.107).

В 5709 /1949/ году, после смерти наси (председателя) Эйда харедит р. Йосефа-Цви Душинского (см.), р. Бенгис сменил его на этом посту.

Именно р. Бенгис наметил основные принципы сосуществования харедимной общины и светского государства. Он повел общину «средним путем»: отказавшись от любого сотрудничества с сионистами, он в то же время отсек крайние группировки, призывающие к прямой конфронтации с государством, — такие, как возглавляемая р. Амрамом Блоем группа Нетурей карта (Стражи города), (см.).

От имени бейт дина Эйда харедит он издал историческое постановление, запрещающее членам общины участвовать в предвыборной компании и в выборах — он указал, что запрет действителен «в течение всего времени, пока в руководящие органы государства избираются люди, оставившие веру и законы Торы».

В последние годы жизни ему приходилось быть в курсе основных политических событий, и он выписывал три газеты. Каждое утро он просил своего помощника: «Гиб мир ди-лошн-оре блетлих» (Дай мне эти листики со злословием). Затем он бегло просматривал газеты, быстро переворачивая листы. Однажды помощник выразил сомнение, что с помощью такого поверхностного осмотра можно ознакомиться с информацией, представленной на газетных полосах. «Кук!» (Смотри), — сказал р. Бенгис и, не заглядывая в газету, перечислил все замеченные им ошибки и опечатки, около двадцати: с поразительной точностью он указывал страницы, строчки и порядковый номер слов, в которых были ошибки (Иквета димешиха 200).

Возглавив общину святого города, р. Бенгис принял на свои плечи беды и заботы тысяч евреев. В этот период его ученики заметили, что он стал надолго задерживаться в конце Амиды — в месте, где произносятся личные просьбы. Один из учеников, стоявший во время молитвы очень близко к нему, слышал, как р. Бенгис просил Всевышнего: «Тате зисер! (Дорогой папа). Тут приходила одна женщина со своей просьбой. Ну что Тебе стоит?! Дай ей то, что она хочет. Она — страдалица, посмотри, как она плакала. Сжалься над ней! Ну почему же Тебе не дать ей то, что она просит, папочка?!». И так же р. Бенгис просил о каждом, кто приходил к нему за помощью и советом (там же).

Р. Зелиг-Реувен Бенгис был призван в Небесную Ешиву второго сивана 5713 /1953/ года — ему было восемьдесят девять лет.

Его талмудические исследования представлены в книге Леплугот Реувен (Из отрядов Реувена).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?