Темы: Харедим, Традиция, Александр Айзенштадт
Наверное, вы слышали о существовании ультроортодоксальных евреев. А может быть, даже знаете, что они относят себя к разным религиозным течениям, сформировавшимся внутри общей еврейской традиции: сефардам и ашкеназам, хасидам и меснагидам. Возможно, вы видели их в Израиле, Америке или Европе в черных шляпах или меховых штраймлах, длиннополых сюртуках или просто строгих темных пиджаках. Одежда ультроортодоксальных женщин также имеет свои особые признаки: закрытые платья или длинные юбки приглушенных тонов, парики, или специальные платки, или шапочки, полностью закрывающие волосы. Их вид всегда резко отличается от облика окружающих. Удивительно, но среда абсолютно не влияет на них, хотя часто они живут в самых крупных городах мира: Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Париже и Цюрихе.
Ультраортодоксов еще называют традиционными евреями, потому что своим образом жизни они продолжают традицию, в соответствии с которой жили их родители, дедушки и бабушки. Передача традиции следующему поколению – это действие сознательное, движимое собственным выбором, желанием сохранить и передать законы жизни прадедов новому поколению.
Многие представляют себе, что в еврейской религиозной семье дети воспитываются в духе традиции и в сознательном возрасте по инерции свято следуют ей и передают своим детям. Если бы это было так, то сегодня в мире жили бы многие десятки миллионов религиозных евреев. Однако известно, что численность традиционного еврейского населения в мире во много раз меньше.
Как же это происходит в жизни? Многие дети религиозных родителей сознательно выбирают традиционный образ жизни и передают его законы следующему поколению. Есть и другие. Молодой парень или девушка, родившиеся в ортодоксальной семье в Иерусалиме или Нью-Йорке иногда довольно легко отходят от традиционного образа жизни частично или полностью. Они покидают этот корабль. Были сложные исторические периоды, когда очень много молодых людей из религиозных семей переставали следовать еврейской традиции. Но в то же самое время многие оставались внутри ее и держались за Тору при любых условиях.
Понять мотивы, заставляющие человека сохранять верность Торе – значит понять ультраортодоксов, понять, как они мыслят, и что они чувствуют.
Например, в Нью-Йорке ультраортодоксы живут несколько столетий, и за это время полностью абсорбировались в окружающей среде. Они селятся обычно в отдельных кварталах, но работают в разных городах страны. Вы можете встретить их повсюду в Америке. Их американская ментальность, с одной стороны, такая же как у любого жителя США. С другой, в религиозных евреях несомненно есть что-то отличное. Это отличие – связь с Творцом. Его суть можно легко описать: «Мы, религиозные евреи, наши дети, наше имущество несем на себе имя Творца, а в сознании – понимание того, что еврейский народ со всеми своими слабостями и проблемами – это избранный народ, народ Торы, народ Вс-вышнего». И для парня или девушки из еврейской семьи уйти от традиции – это значит уйти от Творца.
И все-таки некоторые под влиянием фейерверка искушений уходят. Есть и другие. Проанализировав и осознав суть вещей, они остаются и продолжают традицию отцов. А третьи приходят извне – дети четвертого и пятого поколения евреев, отошедших от традиционного еврейского образа жизни.
из журнала "Мир Торы", Москва.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?