Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Элияу Акоэн Душницер (5636—5709 /1876—1949/ гг.) — выдающийся педагог, один из виднейших представителей этического движения Мусар.

Родился в местечке, расположенном возле польского города Ломжи.

Учился в литовских ешивах, принадлежащих к движению Мусар: в Телзе (Тельшае) и в Слободке, а также в доме учения г. Кельма, основанном р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.).

Позднее он переехал в Радин, где стал одним из ближайших учеников р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим; см.).

В 5667 /1907/ году, в возрасте тридцати лет, р. Душницер стал машгиахом (духовным руководителем) в радинской ешиве Хафец Хаима.

В 5686 /1926/ году р. Душницер занял должность машгиаха в ешиве Ломжа, переехавшей почти в полном составе из Польши в сельскохозяйственное поселение Петах-Тиква, расположенное на средиземноморском побережье Земли Израиля.

Его беседы с учениками отличались особой доверительностью и теплотой. Если же ему приходилось упрекать или наставлять кого-либо из студентов, он тщательно выверял каждое слово, чтобы, не дай Б-г, не задеть достоинство юноши и не обидеть его — и все же, в конце разговора, опасаясь, что какое-то из его высказываний было неправильно понято, он просил у ученика прощение за свое замечание (Гдолей адорот).

И в частной жизни р. Душницер оставался образцом душевной деликатности и бескомпромиссной нравственной чистоты.

Однажды он поднялся в автобус и, заплатив водителю, забыл забрать у него билет. Несколько минут спустя, заметив свою оплошность, р. Душницер взволнованно обратился к двум своим спутникам: «Что же мне теперь делать?! Если я сейчас попрошу у шофера билет, он может заподозрить, что я не заплатил при входе, — и из-за меня осквернится Имя Всевышнего! Если же оставить все, как есть, то в любую минуту может появиться контролер: обнаружив, что у меня нет билета, он решит, что я не заплатил за проезд, — и опять из-за меня осквернится Имя Всевышнего! К тому же, вечером, при подсчете выручки, шофер обнаружит небольшой излишек и, возможно, не передаст его владельцу компании, а оставит у себя. Получится, что я подтолкну его к невольному воровству».

В конце концов, р. Душницер отыскал единственное решение, отвечающее его представлениям о справедливости. «Вы свидетели, что я прощаю шоферу те деньги, которые ему заплатил, — объявил он своим спутникам. — Теперь эти деньги становятся его собственностью». Затем он подошел к шоферу и, вторично заплатив ему, получил билет (Маасей Авот, Ваишлах).

В другой раз р. Душницер сдал портному в починку свое пальто. Он забрал его в канун шабата и уже дома заметил, что портной пришил на пальто дополнительную пуговицу, о которой между ними не было речи. Опасаясь, что эта пуговица осталась неоплаченной, р. Душницер не пользовался пальто до тех пор, пока не встретился с портным после шабата и не выяснил у него цену пришивания пуговицы (там же, Кедошим).

Еще большую щепетильность р. Душницер проявлял, когда дело касалось крупных денежных сделок.

Его сын р. Ашер уехал в Америку и оставил ему обширный фруктовый сад в Рамат Ашароне. Экономический кризис, который переживала подмандатная Палестина, привел к тому, что сад стал нерентабельным, и чтобы покрыть расходы на уход за деревьями, р. Душницер был вынужден влезть в долги. Он молился, чтобы Всевышний дал ему возможность продать сад и вернуть долги. Наконец, нашелся американский бизнесмен, готовый совершить сделку.

Прибыв вместе с покупателем в сад, р. Душницер сказал ему: «В Торе написано: “Если будете продавать что-либо ближнему своему, не обманывайте друг друга” (Ваикра 25:14). Поэтому я обязан обратить ваше внимание на все недостатки этого сада». Р. Душницер принялся водить американца по саду и показывать ему все проблемные места, комментируя: «Это дерево заражено паразитами! Это высохло! Это перестало давать плоды! А здесь намечается овраг!..». Терпеливо выслушав все замечания, бизнесмен решительно сказал: «Покупаю!».

Однако, когда на обратном пути, в автобусе, выяснилось, что американец страдает серьезным сердечным заболеванием, р. Душницер тут же отменил сделку. «Я не имею права продавать человеку с больным сердцем сад, с содержанием которого связано столько проблем, даже если сам покупатель этих проблем еще не осознает», — пояснил он (Гдолей адорот).

В последние годы жизни, занимаясь Торой по ночам в своем маленьком кабинете при ешиве, р. Душницер стал выключать электричество и использовать керосиновую лампу. На вопрос, почему он лишает себя таких элементарных удобств, р. Душницер смущенно объяснил: «Я старый человек и в любой момент могу задремать над книгой — и получится, что я использую электричество ешивы без всякой нужды. …А за керосин я плачу из своего кармана» (Маасей авотейну, Кедошим).

Р. Элияу Душницер был призван в Небесную Ешиву двадцать второго ава 5709 /1949/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?