Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Аврам Борнштейн из Сохачева (Сохачевер), хасидский наставник и знаток Торы

Раби Авраам бар Нахум-Зеев Борнштейн (Сохачевер; Авней незер; 5599—5670 /1839—1910/ гг.) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник.

Прямой потомок знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха из Брод (Маасе рокеах; см.), родословная которого восходила к Раши (см.) и далее — к царю Давиду.

В детстве прославился как илуй (вундеркинд).

Почетного права взять его себе в зятья добивались такие прославленные хасидские праведники, как р. Хаим из Цанза (см.), р. Менахем-Мендл из Коцка (Сараф из Коцка; см.) и р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры (Хидушей Арим; см.).

В четырнадцать лет женился на дочери р. Менахема-Мендла из Коцка. В течение шести лет жил в доме тестя, ставшего его основным наставником.

По его собственному признанию, именно от тестя он воспринял «истоки мудрости и пути углубленного познания Торы» (Гдолей адорот).

Несмотря на слабое здоровье, р. Авраам занимался с исключительным усердием — весь день и значительную часть ночи. Все, что он изучал, он произносил слух, — и получалось, что практически все время, когда он бодрствовал, из его уст звучали слова Торы (там же).

После смерти Сарафа из Коцка, последовавшей в 5619 /1859/ году, р. Авраам стал хасидом р. Ицхака-Меира из Гуры, унаследовавшего «двор» Сарафа из Коцка.

В течение ряда лет был раввином в небольших польских городках Парчеве (севернее Люблина), Крушвице и Носельске, а затем возглавил крупную общину г. Сохачева, около Варшавы. В Сохачеве основал ешиву.

В 5630 /1870/ году, после смерти р. Ханоха-Эниха из Александра (см.), который был духовным наследником Сарафа из Коцка и р. Ицхака-Меира из Гуры, значительная часть хасидов признала р. Авраама из Сохачева своим наставником — и в Сохачеве возник новый «двор».

«Когда я согласился стать хасидским наставником, — признавался позднее р. Авраам из Сохачева, — я надеялся, что ко мне будут приезжать лишь несколько сотен серьезных знатоков Торы, …которым я действительно смогу принести много пользы. …Но поскольку у хасидов принято возвеличивать своего “ребе” и рассказывать про него всякие чудеса, ко мне стали приезжать и самые простые евреи — даже ремесленники и торговцы, с которыми у меня вообще не было никаких точек соприкосновения. Мне было очень тяжело выслушивать их разговоры и просьбы, и в то же время, чувство милосердия не позволяло отправлять их ни с чем, — и из-за этого приходилось надолго забрасывать занятия Торой. Ведь, в основном, они желали чисто материальных вещей — заработка, исцеления и т.п., и помочь им в этом было не всегда просто. Относительно легко мне давалось освобождение их или их детей от рекрутского набора: я брался за изучение Талмуда, имея в виду помочь им, и если мне удавалось разрешить какую-либо сложную проблему, мое открытие вызывало в высших мирах соответствующие изменения, заставляющие представителей властей освободить данного еврея от рекрутского призыва, — эту тайну я постиг, изучая слова Талмуда в трактате Санхедрин (30б). Однако исцелить больного, жизнь которого находится в опасности, несравненно сложнее — потому что здесь очень многое зависит от его душевных качеств» (Гдолей адорот).

В последний период жизни р. Авраам из Сохачева стал одним из духовных лидеров евреев Польши — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.

После его смерти сотни его респонсов были собраны в книгу Авней незер (Камни царского венца) — в последующих поколениях эта книга стала одним из авторитетных источников для установления алахических норм.

Р. Авраам Борнштейн, Ребе из Сохачева (Сохачевер), умер одиннадцатого адара 5670 /1910/ года — на семьдесят втором году жизни.

Во главе хасидского «двора» его сменил сын р. Шмуэль из Сохачева (Шем миШмуэль; см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?