Темы: Ешива Воложин, Раби Хаим Брискер
Рав Хаим Соловейчик (1853—1918) — главный раввин Брест-Литовска, автор «Хидушей рабену Хаим Алеви», один из крупнейших раввинов Белоруссии и создатель новаторского метода изучения Талмуда, называемого «брестским».
Родился в известной раввинской семье Соловейчик. Его отцом был Йосеф Дов, а матерью — дочь Ицхока из Воложина. Учился у своего отца, а затем в воложинской иешиве, где затем начал преподавать в 1873 году.
Женился на дочери рава Рефаэля Шапиро, главы воложинской иешивы, который был женат на дочери Нацива из Воложина. В 1892 году иешива закрылась. В тоже время отец рава Хаима, Йосеф Дов, скончался, и р.Хаима пригласили занять его место, на что он сразу согласился. В Бресте создал иешиву, где начал преподавать Талмуд, используя свой новаторский метод.
Многократно участвовал в съездах российских раввинов и старался улучшить материальное положение евреев. Считал, что раввин обязан, в первую очередь, заботиться о духовных и материальных нуждах общины.
Его общественные взгляды были резко консервативными, он выступал против сионистского движения, поддерживал старый иешув, отрицательно смотрел на создание училищ для евреев со светским образованием. Был среди учредителей Агудат Исраль в 1913 году.
Во время первой мировой войны переехал в Минск, затем в Варшаву, после в Отвоцк, где скончался. Похоронен на большом еврейском кладбище в Варшаве возле своего дяди и деда своей жены.
У рава Хаима родилось 2 сына, старший Моше — раввин в нескольких местечках Белоруссии, а затем глава иешивы при семинаре Ицхака Элхана(Иешива-Юниверсити) в Нью-Йорке, младший Ицхак Зеэв — наследник отца на посту главы брестской иешивы и на должности брестского раввина, а затем крупнейший религиозный авторитет в Израиле.
Брестский метод
Метод, который развил рав Соловейчик требовал аналитического изучения текста и предпочитал углублённое изучение одной темы (и'юн) приобретению общих познаний по разным темам не слишком углубляясь в них (б'киют). Метод Соловейчика требовал изучения всех существующих мнений на данный вопрос, даже не принятых окончательно, и понимания их основного тезиса. Метод также предусматривает сравнение разным мест в Талмуде касающихся данной темы и вывода общего для всех знаменателя.
Наиболее популярный критерий при анализу Талмуда или галахот проведение различия между обязанностями человека (гавра) и обязанностями связанными с предметом (хефца).
Метод Соловейчика изначально был распростанён только в его иешиве Бресте, однако благодаря его популярности и усилению авторитета брестских раввинов в Польше и затем в Израиле метод стал доминирующим в большинстве иешив.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти