Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Автор книги Сефер мицвот гадоль (Смаг).

Раби Моше бар Яаков из Куци – выдающийся законоучитель и тосафист, автор книги Сефер мицвот гадоль Смаг).

Родился во французском городе Куци. Учился у р. Шимшона из Шанца (Раш; см.), однако основным его наставником в Торе был р. Йеуда Сир Леон из Парижа (см.).

Как и его учителя, он составлял Тосафот – дополнительные комментарии к Талмуду (его комментарии под названием Тосафот яшаним опубликованы рядом с основным текстом трактата Йома).

Раби Моше прославился в качестве странствующего проповедника. В 4996 /1236/ году он прибыл в Испанию, где многие евреи, особенно на севере страны, уже оторвались от традиционного образа жизни – они стремились во всем уподобиться своим христианским соседям и ради материального преуспевания готовы были отказаться от своих корней. Многие из них уже не накладывали тфилин, на дверях не было мезуз, основным предметом изучения становились светские науки и философия. Переходя из города в город, р. Моше обращался к евреям со страстными и мудрыми проповедями, доходящими до сердец, – под их влиянием тысячи и десятки тысяч евреев возвратились к соблюдению заповедей.

Спустя четыре года р. Моше вернулся во Францию. В 5001 /1241/ году, согласно приказу короля Людовика IX, его и еще трех духовных лидеров еврейской общины принудили участвовать в диспуте с выкрестом Николаем Дониным, обвинявшем евреев в том, что в Талмуде якобы подвергаются поношению все основы христианской религии. Диспут завершился тем, что по указу короля были собраны все найденные во Франции свитки Талмуда, привезены в Париж на двадцати четырех огромных подводах и публично сожжены на одной из площадей города. Изучение Талмуда и создание новых его копий было запрещено.

В этот период р. Моше из Куци начал работу над законодательным кодексом, получившим название (Большая книга заповедей) – чаще эту книгу называют сокращенным именем Смаг. Создавая книгу, р. Моше стремился к тому, чтобы она смогла заменить Талмуд в период, когда сам Талмуд недоступен и его изучение запрещено.

Кодекс Смагвключает в себя шестьсот тринадцать заповедей Торы, разделенных на два основных раздела: предписывающие заповеди – «Делай» и запретительные – «Не делай». При отборе и организации материала, а также и в интерпретации заповедей, р. Моше опирался, в основном, на Сефер Амицвот (Книгу заповедей) Рамбама (см.) и Сефер Аереим (Книгу трепещущих) р. Элиэзера из Меца (см.).

По завершении работы, специально изготовленные копии книги были посланы и евреям Испании, чтобы они могли руководствоваться ею в своей повседневной жизни.

Во всех общинах диаспоры книга была принята в качестве одного из фундаментальных алахических кодексов.

В последующих поколениях эта книга многократно переиздавалась и комментировалась – среди наиболее выдающихся ее комментаторов были р. Элияу Мизрахи (см.) и Мааршаль (см.).

Младший современник р. Моше, р. Ицхак из Корбеля (см.), написал сокращенный вариант этой книги, получивший название Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей).

печатается с разрешения издательства "Швут Ами"


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?