Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хатам Софер, Ешива, Рав Александр Кац
Раби Шмуэль бар Давид-Цви Эренфельд (5595-5643 /1835-1883/ гг.) — один из духовных лидеров венгерских евреев.
Родился в Пресбурге (Братиславе). Его мать была дочерью главного раввина Пресбурга р. Моше Софера (Хатам Софера).
Учился в пресбургской ешиве под руководством своего дяди р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера (Ктав Софер).
Начиная с 5626 /1866/ года возглавлял небольшие общины в Венгрии и Румынии. В 5637 /1877/ году он стал главным раввином венгерского города Матерсдорфа и возглавил там большую ешиву.
Его уроки в ешиве отличались ясностью и четкостью законодательных выводов, вытекающих из талмудической дискуссии. На основе своих уроков он составил комментарий к двум разделам кодекса Шульхан Арух (к разделу Орах Хаим, включающему правила повседневной жизни, и к разделу Хошен мишпат, посвященному имущественным конфликтам) — эта книга получила название Атерет бахурим (Венец юношей).
Многие законоучителя Европы обращались к нему за решением спорных вопросов — его респонсы были объединены в сборник Хатан Софер («Зять писца»).
Р. Эренфельд написал творческую биографию своего деда — р. Моше Софера (Хатам Софера).
Р. Шмуэль Эренфельд умер в Матерсдорфе первого ава 5643 /1883/ года, в возрасте сорока восьми лет.
Во главе общины и ешивы его сменил сын р. Симха-Буним Эренфельд, а затем и внук, названный его именем. В 5698 /1938/ году р. Шмуэль Эренфельд-младший переехал, спасаясь от нацистских преследований, в США и возобновил в Нью-Йорке работу ешивы «Матерсдорф». В 5718 /1958/ году он основал в Иерушалаиме район религиозных евреев Кирьят Матерсдорф.
С разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?