Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родился в литовском городе Картинге (Кретинге), расположенном недалеко от прусской границы

Раби Элияу Левинзон (р. Элинке Картингер; 5582-5648 /1822-1888/ гг.) — один из зачинателей этического движения Мусар.

Родился в литовском городе Картинге (Кретинге), расположенном недалеко от прусской границы.

Был ближайшим учеником рава Исраэля Салантера.

Следуя совету наставника, р. Элияу отказался от всех предложенных ему почетных раввинских «тронов» и пошел на службу бухгалтером в ковенское отделение банка, принадлежащего знаменитому еврейскому финансисту Шлёме Файнбергу. Проявив исключительные способности в ведении дел, р. Элияу вскоре стал директором ковенского отделения.

В этот период он помогал р. Исраэлю Салантеру вести занятия в ковенском мусар-штибле (Доме этике).

Вскоре имя р. Элияу приобрело широкую известность. Однажды клиент его отделения, слывший состоятельным коммерсантом, объявил о своем банкротстве — банку был причинен ущерб, исчисляемый колоссальной для того времени суммой в сто тысяч рублей. Р. Элияу почувствовал свою личную ответственность за случившееся и решил возместить банку недостачу. Он уволился из банка и, открыв собственное дело, в течение нескольких лет выплатил банку Файнберга всю сумму ущерба. Об его неординарном поступке сообщили во многих русских и германских газетах, сделав его имя символом честности и порядочности при ведении дел.

Благодаря высокому кредиту доверия, р. Элияу преуспел в целом ряде коммерческих предприятий, а затем создал свой собственный банк, финансовая деятельность которого распространялась на целый ряд европейских государств. Российское правительство, полагаясь на его верность и надежность, предоставляло ему крупные и выгодные подряды, — в результате р. Элияу стал владельцем одного из самых значительных состояний, из которого он щедро жертвовал на благотворительные нужды и на материальную поддержку знатоков Торы (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.2 с.250).

Его старый деревянный дом в Картинге, выходящий на базарную площадь, всегда был полон людьми. Приходили деловые партнеры и бедняки, нуждающиеся в материальной поддержке; раввины окрестных местечек обращались к нему за решением сложных алахических проблем.

Подобно своему наставнику р. Исраэлю Салантеру он строго следил за тем, чтобы его самоотверженное рвение при выполнении заповедей не причинило бы ущерба или неудобства окружающим людям. Каждый его поступок был настолько выверен и продуман в свете алахических требований, что его называли «Живым Шульхан арухом» (Гдолей адорот).

Р. Элияу был предельно честен не только с людьми, но и в отношении государства. Он следил, чтобы на его предприятиях скрупулезно соблюдались все таможенные и налоговые законы. Если какое-то письмо посылалось с оказией, р. Элияу покупал соответствующие марки и рвал их, чтобы не причинить убытка почтовому ведомству (там же).

В течение сорока лет р. Элияу руководил работой фонда, собирающего по всему литовскому краю деньги на поддержку еврейских общин на Святой Земле.

Р. Элияу Левинзон (или как его любовно называли в народе, р. Элинке Картингер) умер 18 Ияра 5648 /1888/ года в литовском городе Расейняй.

Похоронная церемония проходила при невиданном по тем временам многотысячном собрании народа — с десяти часов утра до пяти вечера.

В своем завещании р. Элинке, с трепетным вниманием относившийся к достоинству каждого человека, просил прощения у каждого, против кого он, не дай Б-г, согрешил. Не удовлетворившись этим, он завещал, чтобы специальный посланник обошел все дома Картинги и от его имени попросил прощение у каждого жителя города (Гдолей адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?