Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правнук раби Хаима из Воложина, основателя знаменитой Воложинской ешивы

Раби Йосеф-Дов бар Ицхак-Зеев аЛеви Соловейчик (Бейт аЛеви; 5580-5652 /1820 —1892/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Правнук раби Хаима из Воложина, основателя знаменитой Воложинской ешивы (его бабушка по отцовской линии была дочерью р. Хаима).

Изучал Тору у отца, занимавшего пост раввина в белорусском городе Несвиже, а затем в Ковно (Каунасе).

К восьми годам он уже основательно изучил несколько трактатов Талмуда из разделов Нашим и Незикин (Сарей амеа 5:14).

Учился в Воложинской ешиве под руководством р. Ицхака Воложинера (реб Ицеле). Его ближайшими товарищами по учебе были раби Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив) и р. Шмуэль Могилевер, дружескую связь с которыми он сохранил на всю жизнь.

По совету р. Ицхака Воложинера он некоторое время учился у выдающегося законоучителя р. Шломо Клугера (Мааршака), раввина галицейского города Броды.

В шестнадцать лет р. Йосеф-Дов уже давал уроки в знаменитом Блюмкес клойзе — минском доме учения; позднее он возглавлял одну из ешив Минска.

В 5614 /1854/ году, в возрасте тридцати четырех лет, он стал одним из двух руководителей Воложинской ешивы — наряду с Нецивом.

Его уроки отличались острой постановкой проблем и исключительной глубиной анализа — однако в дальнейшем ешива пошла по пути, предложенному Нецивом: предпочтение было отдано приобретению широчайшей талмудической эрудиции и точному усвоению прямого смысла текста.

В 5625 /1865/ году р. Йосеф-Дов стал главой раввинского суда г. Слуцка.

Когда он подъезжал к Слуцку, ему навстречу вышло большинство евреев города — с женами и детьми. Руководители общины выпрягли лошадей из его повозки и повезли ее сами — такой почет оказывался только величайшим знатокам Торы (там же).

Однако через некоторое время р. Йосеф-Дов вступил в конфликт с руководителями общины, многие из которых, будучи очень состоятельными людьми, пытались навязать общине власть денег вместо власти Торы.

Сумев сохранить полную независимость, р. Йосеф-Дов наставлял и обличал богачей за их жадность и лихоимство, и в их среде росло недовольство.

Сын р. Йосефа-Дова, р. Хаим Соловейчик, рассказывал о случае, свидетелем которого он был. Однажды, когда р. Йосеф-Дов занимался с сыном в доме учения, к ним подбежал один из богатых мясников и обрушил на раввина поток оскорблений, угрожая ему расправой. Накануне этому мяснику пришлось предстать перед судом, и р. Йосеф-Дов решил дело не в его пользу — теперь мясник обвинял раввина в том, что он, якобы получив крупную взятку, «покривил судом». Р. Йосеф-Дов, не перебивая, слушал обидчика, и только губы его шептали: «Я тебя прощаю, я тебя прощаю…— ведь человек не властен над собой в час отчаяния».

На следующий день мясник был убит купленным им быком. Узнав об этом, р. Йосеф-Дов сказал в трепете: «Я боюсь, что все-таки обиделся на него и невольно стал причиною его смерти». Р. Йосеф-Дов участвовал в похоронах мясника и плакал на его могиле. В течение одиннадцати месяцев он читал по умершему Кадиш и учил Мишну ради вознесения его души. С тех пор и до конца своей жизни р. Йосеф-Дов постился и читал Кадиш в день смерти этого мясника — точно так же, как в йорцайт своего отца (Маасей авот, Балак).

Видя, что, вопреки его многолетним усилиям, влияние богачей и прислуживающих им «просветителей» становится преобладающим, р. Йосеф-Дов принял решение покинуть Слуцк и поискать для себя другую, более богобоязненную, общину.

Однако развязка этого конфликта произошла совершенно неожиданно для него. Богачи, которым тоже не терпелось избавиться от непокорного раввина, объединились и угрозами заставили хозяина квартиры, где жил р. Йосеф-Дов, расторгнуть с ним договор.

Одновременно они запретили всем жителям города сдавать ему жилье, и р. Йосеф-Дов остался без крыши над головой. Узнав о ситуации, сложившейся в еврейской общине, слуцкий городской голова, который очень почитал р. Йосефа-Дова, тут же предложил ему бесплатную квартиру, состоящую из десяти комнат. Тем не менее, р. Йосеф-Дов, понимая, что дальнейшее развитие конфликта приведет к осквернению имени Всевышнего, спешно покинул Слуцк (там же, Масей).

Около 5634 /1874/ года он поселился в Варшаве и жил там в крайней бедности, посвящая все свое время изучению Торы.

В 5638 /1878/ году р. Йосеф-Дов возглавил процветающую общину г. Бриска (Бреста), сменив на этом посту своего старшего друга р. Йешуа-Лейба Дискина, уехавшего в Землю Израиля.

Бриск, наполненный богобоязненными знатоками Торы, пришелся р. Йосефу-Дову по сердцу, и новый раввин стал гордостью и украшением общины. В бриский период р. Йосеф-Дов приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей поколения — к нему обращались со спорными вопросами из самых дальних общин черты оседлости.

Например, в 5648 /1888/ году к нему приехали со своей запутанной тяжбой два купца-миллионщика из хасидского городка на Украине. Спор шел об очень значительном капитале — однако р. Йосеф-Дов сумел найти такой блистательный компромисс, что обе стороны — и истец, и ответчик — почувствовали себя победителями. Они возвратились домой, восхищенные его мудростью, — по их свидетельству, р. Йосеф-Дов настолько глубоко разбирался в тонкостях коммерческих сделок, что за время следствия и допросов они научились от него многим прогрессивным методам ведения коммерческих операций (Гдолей адорот).

Многочисленные респонсы р. Йосефа-Дова Соловейчика были собраны в книгу Бейт аЛеви («Дом левита»), изданную в трех томах.

Эта книга до сих пор широко изучается в ешивах и является авторитетным источником для установления законодательных норм.

Его толкования Пятикнижия вышли в свет также под названием Бейт аЛеви.

В этой книге, комментируя раздел Ки тиса, р. Йосеф-Дов прикоснулся к тайне Б-жественного управления Вселенной. «Истина заключается в том, — писал он, — что праведные поступки, совершаемые человеком на земле, вызывают благотворные и гармонизирующие изменения во всех мирах, если, конечно, эти поступки совершаются в соответствии с приказами Торы. Ибо так установил Творец Вселенной: все миры управляются посредством деяний, совершаемых людьми на земле».

Р. Йосеф-Дов Соловейчик был призван в Небесную Ешиву четвертого ияра 5652 /1892/ года, в возрасте семидесяти двух лет.

В тот день, на исходе шабата, он до двух часов ночи занимался Торой вместе с сыном, р. Хаимом, а затем прилег на свою кровать — и умер во сне (Гдолей адорот).

Во главе бриской общины его сменил сын и ближайший ученик р. Хаим Соловейчик (рабейну Хаим аЛеви), ставший одним из духовных лидеров следующего поколения «литваков».

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?