Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Земля Израиля, Споры, Рав Александр Кац, Этер мехира, Религиозный сионизм, Литва
Раби Мордехай Элияшберг (5577-5650 /1817-1889/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из предтеч движения религиозного сионизма.
Родился в Литве.
В шестилетнем возрасте начал заниматься под руководством р. Элияу Раголера , ученика р. Хаима из Воложина .
Проявил исключительные способности и прославился как илуй (вундеркинд). В тринадцать лет, после свадьбы, поступил в Воложинскую ешиву и стал одним из ближайших учеников р. Ицеле , сына р. Хаима из Воложина. Его хеврутой (партнером по совместному изучению Талмуда) был р. Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив), впоследствии возглавивший Воложинскую ешиву.
Завершив обучение в ешиве, он в течение ряда лет занимался коммерцией и преуспел.
Его первый наставник р. Элияу Раголер при встрече упрекнул его в том, что он не уделяет достаточного времени изучению Торы, и предрек, что в наказание за это он в короткий срок утратит все свое достояние. Так и произошло — с тех пор р. Элияшберг посвятил все свое время и силы лишь занятиям Торой (Гдолей адорот).
В 5613 /1853/ году он стал раввином местечка Зажимира, а в 5622 /1862/ год — городка Бауски, расположенного на юге Курляндии (Латвии). Выступая перед российскими властями ходатаем за еврейские интересы, добивался улучшения экономического положения общин и предоставления евреям равных гражданских прав.
В результате своих талмудических исследований р. Элияшберг пришел к выводу, что уже настал исторический момент, когда народу Израиля необходимо направить свои усилия на заселение и освоение Святой Земли.
Р. Элияшберг поддерживал движение Хибат Цион (Любовь к Сиону), занимающиеся заселением Земли Израиля, и сотрудничал в этом направлении с литовскими «просветителями». Он считал, что необходимо предоставить право евреям, живущим на Святой Земле, продавать свои земельные наделы на субботний год неевреям — чтобы тем самым разрешить проблему шмиты и открыть путь для широкого сельскохозяйственного освоение Земли Израиля.
Его взгляды и деятельность вызывали острую полемику среди законоучителей его поколения.
Р. Эльяшберг написал около двадцати книг, но при жизни был опубликован только сборник его респонсов Трумат яд (Дар руки).
Р. Мордехай Элияшберг умер в Бауске восемнадцатого кислева 5650 /1889/ года.
После его смерти была издана книга Швиль азаав (Золотая тропа), посвященная предстоящему возрождению еврейского народа на своей земле (в это издание было включено и краткое жизнеописание автора).
Собрание сочинений р. Элияшберга было опубликовано в Йерушалаиме в 5707 /1947/ году.
Его идеи оказали значительное влияние на формирование взглядов р. Авраама-Ицхака Кука, ставшего духовным лидером движения религиозного сионизма и главным раввином Земли Израиля.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?