Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина Раби Элиэзера бар Ицхак Папо — законоучителя и наставника мусара (еврейской этики)

Раби Элиэзер бар Ицхак Папо (Пеле йоэц; 5545-5588 /1785-1828/ гг.) — законоучитель и наставник мусара (еврейской этики).

Родился в боснийском городе Сараево.

Учился в ешивах этого города, а затем преподавал в них. Его ближайшим учеником был р. Йеуда-Шломо-Хай Алкалай, один из инициаторов массового возвращения евреев на Землю Израиля.

В 5581 /1821/ году р. Папо стал раввином города Силистры, расположенного на реке Дунай, отделяющей Болгарию от Румынии (в тот период город находился под турецким владычеством).

В 5584 /1824/ году в типографии Стамбула вышла в свет его книга Пеле йоэц (Чудесный советчик) — краткая энциклопедия еврейской этики. В этой книге были разъяснены такие основополагающие понятия иудаизма, как эмуна (вера), геула (конечное избавление), двейкут (близость к Б-гу), кавана (сердечный настрой при выполнении заповеди), цдака (благотворительность), кдуша (святость) и многие другие. Для удобства читателей темы книги расположены в алфавитном порядке.

В статье Мусар (Этика) р. Папо подчеркивал: «Постоянное изучение еврейской этики служит той лестницей, по которой человек сможет подняться на гору Б-га и приобрести душевную чистоту. …И даже тот, кому Б-г дал благой удел, поместив его среди постоянных обитателей дома учения, изучающих сложнейшие законы Торы, — и такой человек должен как можно больше заниматься книгами по этике, ведь главное — не изучение, а выполнение; и чем выше духовный уровень человека, тем с большим остервенением дурное влечение пытается соблазнить его и тем строже судит его Всевышний, рассматривая даже его неумышленные проступки как преступления. …И дурное влечение советует такому человеку: не к чему тебе заниматься мусаром — ведь в законодательных кодексах ясно указано, как следует поступать в различных случаях жизни. Однако, если человек изучает книги мусара, его сердце пробуждается: он стремится воплотить все изученное, вкладывая душу в то, что он изучает, и в то, что делает, — и наверняка это даст плоды, и его духовный мир обновится».

В статье Геула, посвященной конечному избавлению еврейского народа, р. Папо писал: «Человек, который изо дня в день с упованием ожидает скорого часа, когда Всевышний соберет изгнанников и приведет на Свою святую гору Сион, — такой человек не станет строить в чужой стране высоких и мощных домов, украшенных лепниной и росписью. …Ведь жизнь человека в этом мире преходяща и призрачна, независимо от того, обласкан ли он удачей или переживает дурные дни, — так как человек не ведает, что на самом деле является для него добром. И нет иного блага для человека в жизни, кроме служения, доставляющего радость его Творцу. Следовательно, мы должны стремиться к конечному избавлению не ради того, чтобы насладиться покоем и различными благами, но только лешем шамаим — ради славы нашего Отца, который на Небесах. В этом цель всех наших поступков и наших молитв, и в этом — весь человек».

Книга Пеле йоэц и по сей день считается шедевром литературы мусара во всех общинах диаспоры. Она выдержала около двадцати изданий — не только на иврите, но и на ладино, идише и арабском.

Р. Элиэзер Папо умер двадцатого тишрея 5588 /1828/ года, в возрасте сорока трех лет.

Согласно имеющейся традиции, в духовном озарении ему было открыто, что городу угрожает смертоносная эпидемия. Небесный Суд предложил ему выбор: или вспыхнет эпидемия, но он уцелеет — или он примет на себя преждевременную смерть, искупив всю общину. Р. Папо воспользовался возможностью спасти город.

В 5588 /1828/ году, в год его смерти, в типографии г. Салоников вышел в свет его комментарий на Пятикнижие, озаглавленный Алеф амаген (Защитник Единый). В 5601 /1841/ году там же, в Салониках, были изданы его аналитические заметки на кодекс Шульхан арух, названные Хесед леалафим (Милосердие тысячам; вторая часть этой книги была издана в Йерушалаиме в 5737 /1977/ г.). И, наконец, в 5743 /1983/ году в типографии Йерушалаима вышла в свет его книга Ходеш аавив (Месяц весны), содержащая комментарии к нескольким трактатам Талмуда.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?